Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Дно лизинга

23 ноября 2009 | «Эксперт Северо-Запад»

Алексей Леонтьев, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад»

Лизинговые компании озабочены проблемами выживания, а не развития. Но есть надежда, что худшие для лизинга дни позади.

Рынок лизинга со всей очевидностью не стоит – он сжимается, и заметно. Почти все лизинговые компании, которые участвуют в ренкинге «Эксперта С-З», демонстрируют уменьшение своих лизинговых портфелей по сравнению с январем 2009 года в среднем на 20−40%. Некоторые не разглашают данные о своем развитии, отказываясь от участия в опросах аналитических агентств. Рынок лишен регулятора, да и в целом нет требований по обязательному раскрытию финансового положения компании, которая занимается лизингом. Если учесть, что в ренкинге отказались принять участие несколько лизинговых компаний, можно предположить, что на Северо-Западе этот рынок в совокупности просел на 35%.

Иные приоритеты, иной бизнес 

О том, что лизинговые компании остановились, более ярко свидетельствует другой показатель – сравнение объемов профинансированных средств и полученных лизинговых платежей. У многих компаний эти показатели отличаются не в разы, а на порядок. С одной стороны, это свидетельство того, что спрос на услуги лизинговых компаний действительно упал. Сами лизингодатели это неизменно отмечают даже в такой традиционно востребованной отрасли, как лизинг легкового автотранспорта. «Спрос на лизинг легковых автомобилей снизился вместе со спросом на услугу лизинга вообще, а с учетом того, что в первом полугодии текущего года авторынок России упал более чем в два раза, объемы продаж легковых машин в лизинг уменьшились еще сильнее», – описывает реалии финансовый директор «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов.

С другой стороны, столь большая разница между полученными платежами и профинансированными средствами свидетельствует, что компании явно наращивали объемы собственных средств, увеличивали подушку безопасности на случай неплатежей со стороны клиентов. Эта закономерность отсылает нас к главной проблеме, которая в 2009 году обозначилась как у успешных, так и у неуспешных лизингодателей, – росту дебиторской задолженности клиентов. Для лизингодателя дебиторская задолженность – это не только убытки в настоящем, но и потенциальные потери в будущем. Для их компенсации надо делать резервирование, и когда дебиторская задолженность высока, а поступления от лизингополучателей невелики, компания рискует уйти в минус. Если у лизингодателя отношение объема дебиторской задолженности ко всему портфелю более 10%, это явный признак того, что у него серьезные проблемы, рассказывает коммерческий директор компании «Балтийский лизинг» Владимир Наймарк. Главное зло для лизингодателя – долги, висящие мертвым грузом, поэтому в сокращении лизинговых портфелей можно увидеть положительный момент. «То, что лизинговые портфели сокращаются, – это совсем не плохо, потому что свидетельствует о ликвидности этих портфелей», – рассуждает директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин.

Понятно, что реальные размеры дебиторской задолженности – сегодня, может быть, главная тайна лизинговых компаний. Чаще всего на рынке озвучивается цифра 5−7% как доля проблемных договоров в портфеле, замечает генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. С другой стороны, вопрос оценки потенциальных убытков – дело по большей части индивидуальное. Кого считать безнадежным клиентом, кого – проблемным, решает сам лизингодатель. Так что 5−7% – это, очевидно, те, кто либо уже обанкротился, либо станет банкротом в ближайшем будущем. Вместе с тем портфели лизинговых компаний сокращаются, а дебиторская задолженность имеет тенденцию к росту.

«Дебиторская задолженность и сейчас продолжает расти. Конечно, не такими темпами, как в начале 2009 года, новых дебиторов сегодня появляется все меньше и меньше. Но все равно мы можем говорить лишь о некой стабилизации темпов роста дебиторской задолженности», – считает Владимир Наймарк.

Лизинговым компаниям нужно искать баланс в работе с должниками: хорошо бы удержаться от банального изъятия техники у должника (реализовать ее не так просто), но и жить с большим количеством обещаний будущих выплат нельзя.

«Наша помощь клиентам в некоторых случаях – это то, что мы убедили их не менять график выплат, перенести все на потом. Те, кто скрипя зубами выполнял свои обязательства, сегодня выглядят более стабильно», – уверен руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен Лизинг» Андрей Донченко. Если взятое в лизинг оборудование работает, значит, с него должны идти какие-то платежи, считает Наймарк. С другой стороны, если оборудование по большей части стоит, то разговор о том, чтобы отсрочить основную часть лизинговых платежей, без сомнения, уместен. Другое дело, что просто так лизингодатель рассрочку не предоставляет. Имущество отдано, а платежи по нему идут не в полном объеме – значит, риски для лизинговой компании увеличиваются. Поэтому реструктуризация требует дополнительного обеспечения. В этом качестве могут выступать различные активы, любое имущество или даже доли в бизнесе. Если проблема очень серьезная, лизинговая компания, как банк, может даже войти в состав бизнеса.

Во многих случаях облегчение жизни должника совпадает с фактическим уменьшением количества имущества, по которому он выплачивает проценты: клиент договаривается с лизинговой компанией о продаже части техники, взятой в лизинг. Как отмечают участники рынка, в большинстве таких случаев сам должник приводит покупателя, поскольку он явно заинтересован в том, чтобы получить максимум выгоды от продажи. Нередки и случаи, когда лизингополучатель находит компанию, готовую взять его технику в лизинг. В таких случаях в лизинг может быть передано имущество без какого-либо аванса и на длинный по сегодняшним меркам срок, так как фактически для приобретения данного имущества кредитные ресурсы уже были задействованы, объясняет директор Северо-Западного дивизиона группы компаний «Интерлизинг» Екатерина Тулина.

Но часто в роли продавца приходится выступать самим лизинговым компаниям. Дефолтные сделки у лизингодателей есть, и на протяжении девяти месяцев 2009 года их количество росло. Это проблема не только лизингодателей, но и их коллег – банкиров. Поэтому, как рассказывает Роман Маланин, лизингодатели и банки находятся в неком общем поиске путей реализации изъятого имущества и зачастую помогают друг другу. Как правило, лизинговая компания при реализации имущества задействует сразу несколько каналов продаж. Имущество продается самостоятельно сотрудниками компании путем предложения клиентам и размещения информации на корпоративном сайте. Кроме того, работает группа, занимающаяся исключительно реализацией изъятого имущества. Одновременно лизингодатель пользуется услугами профессиональных организаций, которые специализируются на сдаче техники в аренду или последующей перепродаже.

К третьему кварталу 2009 года лизингодатели столкнулись с еще одной трудностью – проблемой выплаты НДС. По Закону о лизинге лизинговые компании НДС по факту не платят. Когда компания заключает новые договоры лизинга, она выставляет НДС к возмещению. И НДС с поступающих лизинговых платежей перекрывается НДС к возмещению от новых договоров. При этом процесс обретения лизингового имущества – не одномоментный. Сначала компания заключает договор лизинга и вносит аванс поставщику, потом происходит доставка оборудования и, если необходимо, его монтаж. И только затем имущество попадает на баланс лизинговой компании и она, соответственно, предъявляет НДС к зачету, говорит Дмитрий Горизонтов. Поэтому процесс выплат начал обгонять процесс возмещения лишь в третьем квартале, а ранее шла поставка по заключенным сделкам.

Дно под ногами

Если сравнить объем нового бизнеса лизингодателей за первые шесть месяцев 2009 года с показателями по январю-сентябрю, бросается в глаза явное увеличение темпов прироста нового бизнеса. У многих компаний новый бизнес прирос на 60−70% и больше. «Не возьмусь утверждать, что прирост в третьем квартале – не просто следствие сезонности, присущей рынку лизинга, а показатель более глобальных изменений. Но понятно, что ситуация стабилизировалась, клиенты перестроились и продолжают развиваться в новых условиях», – размышляет Андрей Донченко.

Как сообщают участники рынка, ключевой сегмент, обеспечивающий этот рост, все тот же (что давал сделки в кризисный период) – лизинг легкового автотранспорта. Поэтому новый спрос сильнее ощутили компании, которые специализируются на данном сегменте. «Спрос увеличивается, и это мы чувствуем. Третий квартал для нас стал результативнее. Более того, число заключенных лизинговых контрактов в два раза превысило сумму договоров за первый квартал и на 30% выше, чем за второй», – поделился вице-президент по развитию бизнеса компании EUROPLAN Александр Михайлов. Потому что легковой автотранспорт более ликвиден не только с позиции финансовых организаций – лизингодателей, но и с позиции лизингополучателя, замечает генеральный директор лизинговой компании «Балтинвест» Светлана Мыркина.

Как несомненно положительное явление можно оценить восстановившийся спрос со стороны клиентов из отраслей экономики, более всего пострадавших в конце 2008−го – начале 2009 года. Например, перевозчиков. «Два года назад каждое третье обращение в лизинговую компанию было от перевозчиков, в кризис обращений от них не было совсем, но наблюдались дефолты, то есть рынок явно был перенасыщен. Во время кризиса многие перевозчики ушли с рынка, однако оставшиеся выжили, хотят развиваться и обращаются за финансированием в лизинговые компании», – говорит Мыркина.

Сейчас все большую роль при оценке лизингополучателей играет неформальный показатель. «Самый тяжелый момент кризиса пережил – значит, хороший бизнесмен, можно заключать договор», – рассказывает Роман Маланин. «Оптимизм, в том плане что кризис прошел и теперь снова все хорошо, у лизинговых компаний есть, и он достаточно заметно влияет на поведение игроков. Многие начинают проводить активную политику – снижать ставки авансовых платежей, вводить упрощенную процедуру оценки лизингополучателя», – отмечает Роман Маланин.

Санкт-Петербург

К другим статьям