Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Лизинг нацелился на рост

4 февраля 2010 | Приложение(Санкт-Петербург) № 19 (4319) от 04.02.2010

Прошлый год стал для лизинговых компаний гораздо хуже, чем 2008 год — падение рынка по итогам девяти месяцев 2009 года составило 70% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Однако во второй половине 2009 года наметилось некоторое оживление экономики, а в связи с этим и увеличение спроса на услуги лизинга. Объем нового бизнеса по лизингу автотранспорта уже в третьем квартале 2009 года вырос примерно на 30% по сравнению с началом года. С одной стороны, кредитные ресурсы стали более доступными, с другой стороны, стал расти спрос предприятий на финансирование, что говорит об общем росте деловой активности. Поэтому некоторые эксперты лизингового рынка считают, что самое сложное позади и "дно" пройдено, и даже предсказывают небольшой прирост отрасли в 2010 году — на уровне 10%.

При этом участники рынка лизинга автотранспорта считают, что этот сегмент восстановится одним из первых. Так, например, в одном из самых тяжелых периодов, в первом квартале 2009, по данным Рослизинга, его сокращение составило 37% против 60% в других сегментах. Что касается будущего, то, по прогнозам, в 2010 году рынок продаж автомобилей в РФ составит 1,5 млн штук, включая легковые и легкие коммерческие автомобили.

"Автолизинг — это наиболее прогнозируемый сегмент, — говорит Александр Рябцев, начальник отдела организации продаж ГК "Интерлизинг". — Легковой автомобиль нужен всегда, его приобретают предприятия вне зависимости от отрасли и вида деятельности. Этот сегмент оказался наиболее устойчивым к кризису, парк автотранспорта будет обновляться и расширяться".

Людмила Михайлова, директор департамента продаж компании "ПН-Лизинг", также отмечает, что на лизинге легкового транспорта кризис сказался не столь значительно, как, например, на грузовом, именно по причине его широкой востребованности у самых разных компаний. К примеру, прироста лизинга грузовой техники в ближайшем будущем не предвидится — рынок грузоперевозок, а также строительство сократились очень существенно и едва ли быстро восстановятся".

"С улучшением общей финансово-экономической ситуации и ростом бизнес-активности объемы лизинга автотранспорта будут увеличиваться, — считает госпожа Михайлова. — По итогам развития российского рынка лизинга за девять месяцев 2009 года на долю лизинга автомобилей приходится 19 процентов новых договоров".

В то же время ряд экспертов не ожидают, что в 2010 году произойдет восстановление прежних объемов, говоря, что это осуществимо не ранее 2011-2012 годов, поэтому компаниям следует крайне осторожно подходить к дальнейшему развитию бизнеса. В частности, внимательно отслеживать меняющиеся тенденции рынка. Например, они отмечают, что в прошлом году возрос интерес со стороны клиентов к возвратному лизингу и лизингу по схеме trade in.

"Основная волна кризиса миновала, и этот год будет более стабильным, чем прошлый, экономика начнет показывать рост, — говорит Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга и развития ГК "Балтийский лизинг". — По прогнозным оценкам, прирост ВВП может составить 3,1 процента, а инвестиции в основной капитал вырастут на 2,9 процента и для реального сектора экономики это открывает новые перспективы, что должно вызвать спрос на лизинговые услуги. Тем не менее, в экономике по-прежнему много рисков и остается угроза неплатежей со стороны предприятий-заемщиков".

В целом эксперты говорят, что в 2010 году лизинговым компаниям по-прежнему следует особое внимание уделять риск-менеджменту, анализу отраслевых рисков, потенциалу и динамике развития отраслей экономики. Важно понимать не только ликвидность предмета лизинга, но и уметь грамотно оценить финансовое состояние клиента, его бизнес, источники дохода, состояние и перспективы отрасли, в которой он работает.

"Выводы, которые сделало руководство нашей компании после первого года работы в условиях кризиса, конечно, коснулись в том числе и значимости прогнозных оценок развития бизнеса клиента и отрасли, ликвидности имущества, — продолжает господин Колесов. — Была осознана необходимость развивать отдельное направление работы по реализации изъятого имущества и организации централизованного его хранения. Также проявилась необходимость осуществления постоянного мониторинга наличия и качества переданной в лизинг техники на протяжении всего действия договоров".

Для минимизации кризисных рисков предприятиям необходимо более тщательно планировать финансовую деятельность (например, не допускать перекосов валютной позиции и разрывов ликвидности, то есть заключать договоры лизинга в валюте и на срок имеющихся или привлекаемых денежных ресурсов) и диверсифицировать бизнес. Из-за сложности прогнозирования экономической ситуации при заключении лизинговых и кредитных договоров стараться уменьшить ежемесячные платежи путем увеличения первоначального взноса.

Кроме того, компании отмечают, что сегодня для них как никогда важно сохранять привлекательность перед финансовыми институтами с целью оперативного получения финансирования, поэтому им самим необходимо соответствовать тем же требованиям, которые они предъявляют к своим клиентам — в частности, иметь максимально прозрачную финансовую отчетность. Наконец, важно иметь четкую систему маркетинга и продаж, так как и в период кризиса есть предприятия, бизнес которых растет.

"Кризис показал, как быстро все может поменяться и как важно иметь баланс между желанием получения сверхприбыли и осторожностью, — говорит Александр Рябцев. — Многие компании, прикрывавшие глаза на возможные долгосрочные риски в угоду прибыли, покинули рынок или находятся в тяжелом финансовом состоянии. Не менее важно быть внимательным и надежным партнером для своих клиентов — в тяжелое время проще работать с теми, кого ты знаешь и кому доверяешь".

Маргарита Арановская

К другим статьям