Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Не стоит обольщаться

9 февраля 2010 | "Эксперт Северо-Запад"

Оживление на рынке лизинговых услуг, происходившее в последнем квартале прошлого года, позволяет лизингодателям рассчитывать на дальнейшее восстановление отрасли и даже на некоторый рост. Тем не менее участники рынка не склонны переоценивать перспективы этого года: о докризисных параметрах говорить пока рано, а перед лизинговыми компаниями стоит задача «перезагрузки» многих бизнес-моделей.

По самым осторожным прогнозам, в 2010 году рынок лизинга вырастет на 10−15%, а оптимисты называют и большие цифры – до 25%. Основание для этого – частичное восстановление многих отраслей экономики, а также эффект отложенного спроса. «Сегодня к финансовой аренде начинают обращаться компании, которые на период кризиса отложили инвестиционные проекты, опасаясь неопределенности. Теперь такие предприятия, пережив пик кризиса, возвращаются к намерению переоснастить или пополнить основные средства», – отмечает генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин.

Положительная динамика рынка во второй половине прошлого года позволяет его участникам надеяться на то, что худшие дни позади. Так, по данным начальника управления по работе с корпоративными клиентами Банка БФА Георгия Кабакова, если по итогам второго квартала 2009 года объем портфелей лизинговых компаний снизился на 7,46%, то по итогам третьего – всего на 3,46%. Практически прекратилось снижение объема полученных платежей. «Во втором квартале этот показатель сократился на 34,2%, в третьем – на 4,71%. Главной положительной тенденцией можно считать увеличение доли одобренных заявок – она достигла 27,53%. Объем нового бизнеса в третьем квартале вырос на 27,67%, а количество заключенных контрактов увеличилось на 19,54%», – говорит Кабаков.

Немного легче стало лизингодателям и потому, что банки стали постепенно размораживать свою кредитную политику. Этот тренд будет усиливаться. «Можно рассчитывать на рост финансирования лизинговых сделок со стороны банков, так как в настоящий момент у них наблюдается избыточная ликвидность и деньги нужно будет заставлять работать. Также можно ожидать снижения стоимости финансирования на 1−2% и возврата на уровень конца 2007 года, удлинения сроков кредитования лизинговых компаний», – уверен Кабаков.

Сравнение с нулем

Оптимистичные прогнозы на этот год – отнюдь не новость для лизингодателей: по сравнению с 2009−м, когда рынок достиг дна, сегодня явно есть куда расти. «Рост на 10−15% вполне реален, а вероятнее всего, он будет и выше. Но только по сравнению с прошлым годом, когда количество потенциальных лизингополучателей сократилось на порядок, а объемы нового бизнеса у лизинговых компаний упали более чем вдвое. Подъем неизбежен, ведь сравниваем мы практически с нулем», – уточняет генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов.

Но о том, чтобы достичь показателей 2008 года, не стоит даже мечтать. Существует много сдерживающих факторов: не вполне внятные прогнозы по состоянию экономики в среднесрочной перспективе, «урожай кризиса» в виде значительного падения промышленного производства. «Возможности для роста лизингового рынка будут весьма ограниченны, так как движение нашей отрасли следует за развитием основных секторов экономики. В 2009−м 70% мощностей большинства производств не были загружены, поэтому в нынешнем году, чтобы производителям понадобилось увеличение основных фондов, необходимо как минимум удвоение нагрузки. Объемы рынка в прошлом году составили 30% от объемов 2008−го, и если мы теперь наверстаем хотя бы 60%, то это уже оптимистичный сценарий», – рассуждает коммерческий директор компании «Балтийский лизинг» Владимир Наймарк.

Ставки сделаны

Перед лизингодателями стоит задача дальнейшего увеличения объемов нового бизнеса. В этом году ожидается активное закрытие сделок, заключенных в период бурного развития рынка, и на фоне скудного прироста нового бизнеса в 2009−м многим компаниям угрожает существенное сокращение портфелей, а значит, и стабильных доходов. Прежде всего лизинговые компании рассчитывают на спрос в тех отраслях, которые наименее пострадали от кризиса или успели частично восстановиться. «Это легкая и пищевая промышленность – предприятия, чья продукция рассчитана на массового потребителя», – конкретизирует Наймарк.

Участники рынка не сомневаются в том, что одним из двигателей спроса станут инвестиционные проекты государства. Вливание бюджетных денег в некоторые секторы экономики позволит лизингодателям рассчитывать на платежеспособных и относительно надежных заемщиков. «Наиболее явные перспективы для развития выражены в отраслях, имеющих прямую господдержку, – железнодорожных перевозках, сельском хозяйстве, некоторых видах промышленного оборудования. Особый интерес вызывает развитие стратегически важных инфраструктурных проектов», – перечисляет руководитель управления клиентского бизнеса компании «ТрансФин-М» Евгений Писковецкий.

Лизинг автотранспорта, который был локомотивом отрасли на протяжении нескольких лет, не сдаст позиций. Участники рынка выражают непоколебимую уверенность, что в этом году на такие сделки в количественном выражении придется основательная доля нового бизнеса лизинговых компаний. «За счет этого сегмента в первом полугодии 2010−го рост рынка будет происходить в первую очередь: это самый простой, понятный и ликвидный вариант лизинговых услуг», – объясняет руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен Лизинг» Андрей Донченко.

Значительно медленнее будет восстанавливаться спрос на более ресурсоемкие и сложные лизинговые продукты. Да и сами лизингодатели пока не готовы формировать подобные предложения. «Лизинговые компании стараются работать только с ликвидным имуществом, чтобы избежать сложностей с его реализацией в случае неплатежей клиента. Почти не заключаются сделки по лизингу узкоспециализированного уникального оборудования, фактически встали лизинг строительной техники, возвратный лизинг. В силу отсутствия на рынке кредитования длинных денег финансирование договоров лизинга недвижимости фактически не производится», – рассказывает Роман Маланин.

Работа над ошибками

Перспективы роста все же не вызывают у лизинговых компаний эйфории: в этом году им предстоит прежде всего работать над собой. Отрасль оправилась от шока, и пришло время провести работу над ошибками, которые выявил кризис.

В благополучные годы часть лизинговых компаний вела неоправданно рисковую политику оценки клиентов, заключая договоры без аванса и залога. Впоследствии именно они понесли наибольшие убытки. Пришло время одуматься. «Реорганизация должна коснуться и оценки рисков, и правовых аспектов деятельности лизингодателей. Необходимо скорректировать и учесть в технологии работы практический опыт урегулирования проблемных ситуаций, арбитражную практику прошлого года. При оценке рисков будет преобладать консервативный подход, все процедуры взаимодействия с лизингополучателем станут более регламентированными и жесткими, – убежден Андрей Донченко. – Потенциальные клиенты также анализируют свои возможности, ведь многие из них сильно обожглись на крупных заимствованиях в прошлом. Я бы сказал, что в начале года будет происходить притирка лизинговых компаний и клиентов. Рынок должен устояться, выработать адекватные действия в новых условиях».

В теории переосмысление прошлых ошибок должно подвигнуть участников рынка тщательнее проверять потенциального клиента и постоянно отслеживать его финансовое состояние, ситуацию в отрасли; в приоритете должны быть качественные характеристики портфеля, а не количественные. И многие лизинговые компании уже реформируют схемы оценки заемщика. «В какой-то мере лизингодатель может проявить гибкость при рассмотрении сегодняшнего финансового состояния клиента. Но основной упор делается на возможность дальнейшего роста, оценку тех проектов, за счет которых рост будет происходить. Сегодня многие претенденты на заключение лизинговых сделок удивляются, когда их просят предоставить лизингодателю бизнес-план проекта и его технико-экономическое обоснование», – констатирует Дмитрий Горизонтов.

Тем не менее некоторая «оттепель» в требованиях к заемщикам все же возможна, но в разумных пределах. «Условия предоставления финансовой аренды начнут постепенно смягчаться, но едва ли в ближайшие годы будут существенно пересмотрены в сторону послабления. Возможно увеличение срока лизинга, а также снижение размера аванса и коэффициента удорожания, но возвращения к скорингу в скором времени не ожидается», – говорит Роман Маланин.

Модернизацию бизнес-процессов лизинговые компании начнут не с чистого листа, ведь параллельно придется решать проблемы, накопившиеся с прошлого года. Прежде всего это снижение дебиторской задолженности и реализация изъятого имущества.

По мере улучшения экономической ситуации часть заемщиков, у которых появляются ресурсы, будет стремиться выплачивать долги. Но есть и вторая категория должников, которые стремятся избежать выплаты задолженности путем юридических манипуляций, таких как банкротство, ликвидация предприятий и т.д. И подобную тактику они выбирают вне зависимости от ситуации в экономике. «Конечно, в процентах доля таких недобросовестных клиентов меньше, но, к сожалению, среди них есть очень крупные заемщики с большими объемами сделок», – уточняет Владимир Наймарк.

Что касается изъятого имущества, скопившегося на складах лизинговых компаний, то большую его часть придется реализовывать именно в этом году и далеко не всегда по приемлемым ценам. Так как в 2009−м подобное предложение существенно превысило спрос, цены на вторичном рынке сильно упали. Сейчас можно говорить о росте интереса бизнеса к такой технике, так как на фоне доступных цен в этом сегменте есть весьма неплохие варианты. Но спрос на новую технику четко обозначится только тогда, когда будет распродано все изъятое имущество. «Не думаю, что процесс этот будет быстрым», – не склонен к оптимизму Наймарк.

Угодить всем

Преодолевая соблазн привлечь клиентов упрощенными условиями, лизинговые компании будут вынуждены искать другие способы борьбы за них. Первым конкурентным преимуществом станет наличие ресурсов для финансирования сделок. «От этого зависит принципиальная возможность активной деятельности. Второе – оперативная реакция на быстро меняющиеся требования рынка», – отмечает Роман Маланин.

По словам экспертов, на данный момент нельзя говорить о жесткой конкуренции, так как компании пока заняты формированием новых продуктов, в которых будут учтены и уроки кризиса, и потребности сегодняшнего дня. «Инструментами привлечения клиентов станут технологии работы, внятность бизнес-процессов работы компании, скорость обслуживания», – полагает Андрей Донченко.

В прошлом году, когда каждый качественный клиент для лизингодателя был буквально на вес золота, на рынке преобладал индивидуальный подход к заемщикам. Теперь, если компании намерены наращивать объемы нового бизнеса, акценты должны сместиться в более массовый сегмент. «На рынок должны вернуться массовые продукты, где просчитаны риски и условия под среднего клиента. Индивидуальный подход целесообразен в отношении крупных лизингополучателей с солидным объемом сделки. Конкурировать можно и за счет привлекательных предложений в отношении отдельных сегментов лизинга, если оговорены индивидуальные условия при работе с дилерами», – считает Горизонтов.

Кстати, налаженные связи с поставщиками – производителями оборудования, дилерами техники, автосалонами – и, как следствие, их рекомендации в адрес лизингодателей по-прежнему позволят последним рассчитывать на поток клиентов. «Особенно это актуально в розничном сегменте, – говорит Евгений Писковецкий. – Но основной портфель, как правило, формируют прямые продажи. И в этом ключе на рынке ради интересной сделки – кто во что горазд. Демпинг и административный ресурс, к сожалению, чаще всего побеждают здоровую конкуренцию. В целом, учитывая существенное сужение рынка в части как спроса, так и предложения, развитие маркетинговых усилий в этом году должно пойти в сторону адресности предложений».

На фоне многочисленных дефолтов лизинговых компаний в прошлом году, в том числе и весьма крупных игроков, репутация лизингодателя продолжает играть для клиента значимую роль. Ведь проблемные лизингодатели так или иначе бросили тень на рынок в целом. «Признаком устойчивости и надежности может быть участие в той или иной государственной программе, что под силу лишь тем лизинговым компаниям, которые соответствуют строгим критериям отбора», – рассуждает Маланин.

Не менее важно для игроков рынка показать себя с лучшей стороны перед банками, которые, наученные горьким опытом, также более скрупулезно будут подходить к решению о кредитовании лизингодателя. «Для банка главным критерием станет способность генерировать стабильный денежный поток, достаточный для обслуживания всех обязательств, а не общая рентабельность бизнеса. Кроме того, лизингодателям необходимо больше внимания обращать на собственное финансовое положение, планировать выплаты, в том числе налоговые, автоматизировать бизнес-процессы», – заключает Георгий Кабаков.

Ольга Великанова, автор «Эксперт Северо-Запад»

Санкт-Петербург

К другим статьям