Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Лизинг с дисконтом

10 марта 2010 | "Континент-Сибирь", №7 (649), Февраль 2010 года

Работа с проблемными клиентами, а также вопросы с реализацией конфиската — б/у техники, оборудования и зданий, за которые по тем или иным причинам перестали рассчитываться клиенты, — в начале 2010 года для лизингодателей остаются не менее актуальными, чем в 2009-м. Впрочем, возможностей для приобретения конфиската по привлекательной кризисной цене становится все меньше. Лизингодатели говорят о возвращающемся интересе клиентов к лизингу и формировании цивилизованного вторичного рынка техники и оборудования. Как следствие, избавляться от имущества с большими дисконтами, чтобы вернуть хоть какие-то средства, становится невыгодно. Sale. Есть варианты

Как отмечает директор по продаже б/у техники ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ» Игорь Федоров, несмотря на позитивную динамику работы с дебиторами и постепенное восстановление платежной дисциплины, у лизинговых компаний накопилось имущество, которое необходимо реализовывать для высвобождения денежных средств. Начальник отдела реализации имущества Группы компаний «Балтийский лизинг» Андрей Волков добавляет, что в большей степени пострадали компании, проводившие до кризиса высокорисковую кредитную политику. В то же время компании с существенно меньшим объемом некачественной и просроченной дебиторской задолженности в настоящее время тоже предпринимают меры для систематизации работы по реализации имущества.

Как решают проблему зависшего имущества лизингодатели? «Реализацией оборудования и автотранспорта мы занимаемся сами, несмотря на то что это, безусловно, отвлекает много времени и сил, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач. — В связи с этим в 2009 году в нашей компании были максимально автоматизированы бизнес-процессы, связанные с продажей бывшего в употреблении имущества». В «CARCADE-Лизинг» и ГК «Балтийский лизинг» продажа автомобилей, бывших в употреблении, выведена в отдельное направление.

На сегодняшний день лизингодатели используют несколько механизмов реализации проблемного имущества. Чаще всего информация о продаже размещается на корпоративном портале компании, а также на профильных сайтах. Кроме этого, компании осуществляют рассылку по потенциальным клиентам, в том числе и по действующим лизингополучателям, предлагая специальные условия на покупку б/у техники и оборудования. На некоторых сайтах можно оставить заявку на интересующее вас имущество. Ее берут на заметку, и если у лизингодателя есть в наличии нужный вам конфискат, то с вами связываются. Часть страховщиков практикует прямые продажи на рынке, а также продажи через дилеров.

«Если договор лизинга не расторгнут, то возможна переуступка договора на нового лизингополучателя», — рассказывает заместитель директора ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания» Ольга Сысоева. Лизингодатель, к примеру, может предложить более устойчивым клиентам, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны, выкуп конфиската с рассрочкой в 2–3 месяца и последующим приобретением. «Как правило, лизинговые компании предпочитают сдавать в аренду технику с экипажем, чтобы снижать риски от использования неквалифицированных водителей, выручку от сдачи в аренду в таком случае получает арендодатель, однако и расходы, связанные с приобретением ГСМ, запчастей, проведением текущего ремонта, в основном несет также арендодатель, ежемесячный размер арендной платы зависит от состояния и вида техники», — поясняет и. о. директора по экономике ООО «Лизинговая компания «Дельта» Ольга Афанасьева.

Кстати, по наблюдениям Андрея Волкова, увеличение объемов изъятого банками и лизинговыми компаниями имущества активизировало деятельность посредников на вторичных рынках оборудования и техники, и в первую очередь — на рынке грузовых автомобилей. Лизинговые компании, как правило, с готовностью расширяют базу партнеров, которые оказывают услуги по реализации имущества, его хранению и обслуживанию. При этом решения о размещении имеющейся техники на той или иной площадке принимается исходя не только из стоимости хранения, но и из возможностей партнера поддерживать технику в предпродажном состоянии, удобства размещения для потенциальных покупателей. Кроме того, лизинговые компании активно обмениваются между собой информацией об имеющемся к реализации имуществе, что, с одной стороны, позволяет сформировать для потенциального покупателя максимально полное предложение, а с другой — является дополнительным каналом реализации.

Впрочем, некоторые лизингодатели предпочитают избавляться от конфиската, даже неликвидного, выборочно. Так, гендиректор АРЛ Евгений Сулима пояснил «КС», что при реализации любого изъятого предмета лизинга прежде всего возникает вопрос о его экономической стоимости. И тогда компании важно принять для себя один из возможных двух вариантов: продать сейчас по рыночной цене и понести убытки или подождать (возможно, год или два–три) и реализовывать изъятые предметы лизинга позже. «Как правило, мы транспорт и оборудование продаем сейчас, четко понимая, что состояние данных предметов лизинга через год не позволит реализовать их по прошествии времени за текущую цену, а объекты недвижимости эксплуатируем самостоятельно, консервируем, если эксплуатация по каким-либо причинам невозможна, и ожидаем изменения тренда на рынке недвижимости», — говорит Сулима.

Что почем?

А вот возможность хорошо сэкономить на покупке конфиската сегодня встречается все реже. По словам собеседников «КС», лизингодатели отошли от шока и не соглашаются продавать залоги по бросовой цене. Как отмечает Ольга Афанасьева, сделки по продаже изъятого имущества с большим дисконтом встречаются редко, так как изъятая техника даже одинакового состояния различается по ликвидационной стоимости, размер дисконта определяется не суммой выплаченных лизинговых платежей, а фактической стоимостью имущества на рынке. Лизинговые компании предоставляют дисконт до 10% при условии немедленной оплаты выкупной стоимости имущества либо предлагают льготные условия по оговоренной схеме. Впрочем, в ряде компаний «КС» заявили, что в редких случаях еще можно получить скидку на конфискат до 50%.

Неоднозначно участники рынка оценивают и спрос на конфискат. «Мы финансируем сделки по приобретению преимущественно легкового автотранспорта. Поэтому в нашем корпоративном автопарке подавляющее большинство изъятой техники представлено высоколиквидными предметами лизинга, реализующимися в достаточно сжатые сроки, — говорит заместитель генерального директора «CARCADE-Лизинг» Алексей Смирнов. — Условия реализации зависят от каждой конкретной машины. Чем дольше автомобиль простаивает в автопарке лизинговой компании, тем больше дисконт — закон рынка».

Ольга Сысоева считает, что спрос на определенную технику и оборудование отражает ситуацию в целом по отраслям. Реализуемое лизингодателями имущество приобретают по большей части компании, которые давно работают на рынке, умеют считать деньги и хотят минимизировать свои расходы на обновление основных средств и (или) увеличение парка необходимого оборудования и транспорта. В списке покупателей присутствует как крупный и средний бизнес, так и частные предприниматели. Наибольшим спросом, по оценкам Сысоевой, пользуются основные средства, необходимые отраслям, наименее всего пострадавшим от кризиса. При этом покупателями являются компании, устоявшие в кризис и участвующие в федеральных и региональных государственных проектах. «Приобретение современной б/у техники является для многих предприятий выгодной с экономической точки зрения альтернативой приобретению новой техники, — соглашается Федоров. — В нынешних условиях компании различных сфер бизнеса особенно заинтересованы в сокращении расходов на модернизацию парка техники и оборудования, что ведет к повышению спроса на б/у технику и развитию вторичного рынка в РФ».

Елена Дергач также уверена, что все проблемное имущество сегодня находит своего покупателя, большая его часть продается по договорам купли-продажи со 100-процентной оплатой. 15% составляют договоры с рассрочкой оплаты до полугода и 20% — это новые договоры лизинга. «Кризис с разной силой сказался на экономике регионов, поэтому изъятый в Новосибирске в связи с банкротством компании автокран с легкостью реализуется, например, в Сочи. Здесь нам существенно помогает широкая география «ДельтаЛизинг» — сегодня компания работает в 15 крупных российских городах», — констатирует госпожа Дергач.

Ольга Афанасьева, напротив, уверена, что изъятое имущество не слишком востребовано на рынке. Предложение давно превышает спрос, а продажи как новой техники, так и б/у резко упали в прошлом году. Основные проблемы, с которыми сталкивается лизингополучатель при продаже изъятого имущества: потеря рыночной стоимости, отсутствие спроса, перенасыщение рынка, расходы на реализацию (хранение, поддержание технического состояния). По оценкам Алексея Смирнова, наиболее сложен вопрос с реализацией специализированной техники, поскольку она востребована прежде всего предприятиями строительной отрасли, которые в связи с кризисом вынужденно приостановили свою деятельность. Спецоборудование требует спецусловий хранения и обслуживания, что сопряжено с дополнительными материальными затратами. Потребителями данной категории предметов лизинга являлись металлургические, строительные предприятия, транспортные компании — то есть организации, пострадавшие от кризиса в наибольшей степени. Елена Дергач считает, что наиболее сложная и трудоемкая в реализации — полиграфия.

Входят в график

Впрочем, участники рынка все-таки говорят о появлении в текущем году положительных тенденций. В CARCADE считают, что за последнее время случаев с изъятием автомобилей у лизингополучателей становится все меньше, а парк изъятой техники сократился в разы. В компании ожидают дальнейшего снижения парка изъятых машин и намерены к концу года свести эту цифру к минимуму. В СЛК объем дебиторской задолженности не увеличивается, и даже наблюдается снижение ее уровня. Ольга Сысоева полагает, что это происходит потому, что компании научились работать с данными проблемами. Улучшение экономической ситуации отражается на работе как непосредственно лизинговых компаний, так и клиентов, которые начинают переходить из раздела «дебиторка» в «обычные клиенты». Елена Дергач также отмечает, что большая часть проблемных клиентов либо уже расторгла договоры лизинга и вернула оборудование, либо вышла из зоны проблемности и вошла в график лизинговых платежей.

Однако далеко не все лизингодатели настроены столь оптимистично. В ГК «Интерлизинг» не ожидают кардинального изменения ситуации в этом году. По словам Федорова, время от времени парк изъятой техники и оборудования у лизинговых компаний будет пополняться за счет вынесенных решений по затянувшимся судебным процессам. В то же время собеседник «КС» ожидает, что в 2010 году продолжится формирование цивилизованного рынка б/у техники благодаря объединению усилий и налаживанию информационного обмена между потенциальными партнерами.

К другим статьям