Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

В рамках консерватизма

30 марта 2010 | журнал «Эксперт Северо-Запад»

Текущий год для лизингового рынка, без сомнения, будет успешнее предыдущего. Не потому, что экономика страны демонстрирует устойчивое развитие или банки готовы кредитовать лизинговые компании на максимально выгодных условиях (пока этого не наблюдается). Сравнивать итоги 2010 года будут с динамикой рынка в минувшем году, а она была откровенно низкой. Количество сделок лизинга, объемы профинансированных средств – все это было минимальным и в разы ниже, чем в «скромных» 2005−2006 годах. Между тем популярность и известность механизма лизинга сегодня и тогда несопоставимы.

Объемы нового бизнеса у большинства лизинговых компаний сократились на порядок. И исключения не сильно меняют картину. В частности, если обратить внимание на компании, сумевшие вопреки общей тенденции увеличить объем нового бизнеса и нарастить портфели, то в обоих случаях это случилось благодаря экстраординарным событиям на рынке. «Северная Венеция» достигла таких результатов благодаря двум масштабным контрактам с госпредприятиями, ставшим крупнейшими в истории компании. «Альянс-Лизинг» оказался преемником многих договоров своего учредителя – компании «Глобус лизинг», которая вынуждена была оставить рынок.

Далее можно назвать «Балтийский лизинг» и «Европлан», новый бизнес которых сократился менее чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Здесь сыграла роль автономия компаний от внешних источников финансирования: «Европлан» традиционно не прибегает к помощи российских банков, будучи аффилированным с западным инвестиционным фондом, «Балтийский лизинг» как обладатель большого портфеля имел возможность использовать свои лизинговые платежи. Иными словами, здесь также налицо нетрадиционный способ наращивания лизингового портфеля.

Сдержанный оптимизм

С другой стороны, динамика развития рынка на протяжении 2009 года показывает, что он начинает восстанавливаться – объем новых сделок явно шел по нарастающей. В частности, представители тех игроков, кого не сдерживали банки, признают, что доля нового бизнеса в договорах, заключенных в последнем квартале, составила порядка 35% от объема за весь год.

Участники рынка отмечают и другие симптомы оживления. «В последнем квартале 2009 года явно активизировался спрос на средства производства – как на новые, так и на подержанные. В случае с последними если раньше мы в основном звонили клиентам, предлагали им оборудование, то теперь пошла обратная связь – клиенты сами звонят нам и хотят купить», – рассказывает генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. И добавляет еще один важный, на его взгляд, момент: «Не секрет, что сегодня мы все судимся, добиваемся от должников выплат. Так вот, клиенты все чаще стали предлагать заключить мировые соглашения относительно их задолженности. То есть вернулось понимание, что они и завтра будут работать, что им нужно будет приходить и в банки, и к лизингодателям. И компании хотят восстановить свою репутацию».

Но действительно ли подобные симптомы говорят о выздоровлении рынка? «В конце 2009 года был определенный всплеск, увеличилось количество обращений к нам и заявок на лизинг, но, возможно, это было связано с отложенным спросом», – рассуждает директор по региональному развитию компании «Райффайзен лизинг» Андрей Донченко. Ведь есть предприятия, которые работали в кризис и продолжают работать сейчас, но в начале года приостановили процесс обновления производственных мощностей. Не исключено, что этот небольшой всплеск совпал со встречными ожиданиями, поэтому его увидели. «В начале 2010 года мы видим более сдержанный рост внимания к лизингу», – замечает Донченко.

Все же у большинства представителей лизинговых компаний оценки востребованности механизма лизинга в настоящем колеблются от максимально нейтральных до достаточно пессимистичных. «В начале года была ситуация неопределенности, но было ощущение, что к концу года все должны прийти в себя и рынок начнет восстанавливаться. Но этого не произошло – надежды лизингодателей на выход из кризиса пока не оправдались, хотя признаки улучшения есть (растет количество обращений в компанию, банки прощупывают почву, анонсируя свои предложения по кредитам)», – говорит генеральный директор «ПН Лизинг» Роман Маланин. Такой точки зрения придерживается и руководитель Северо-Западного дивизиона «Интерлизинг» Екатерина Тулина: «Мы рассчитывали на больший оптимизм рынка и на более быстрые темпы выхода из кризиса в ряде отраслей».

Всплеск популярности лизинга, рост рынка многим лизингодателям жизненно необходим. Застой конца 2008−го – 2009 года имеет более долгосрочные последствия, нежели не собранная в течение года премия. «Это как последствия демографического спада – они тоже всегда запоздалые. Провал 2009 года мы в полной мере ощутим, когда почувствуем, что объемы лизинговых договоров в убытие явно превышают объемы новых договоров, а это произойдет во второй половине 2010−го – начале 2011 года», – поясняет Горизонтов. Между тем лизинговые платежи – это то, что позволяет держать штат сотрудников, оплачивать аренду помещений, иными словами, дает жизнь лизингодателю.

Как отмечает начальник отдела маркетинга и рекламы группы компаний «Балтийский лизинг» Евгений Колесов, последствия сокращения портфелей в 2010 году для каждой лизинговой компании будут разными: «Глубина проблемы во многом зависит от подхода лизинговых компаний к формированию графика лизинговых платежей. Те, кто делал упор на регрессивные графики, собирая основную часть платежей в первый период договора, почувствуют эту проблему особенно сильно»

С другой стороны, рецепт преодоления трудностей, вызванных провальным годом, для всех един – более активно заключать новые сделки лизинга. «Если старый портфель сжимается, новый надо зарабатывать», – замечает Маланин. Поэтому новый виток конкурентной борьбы на рынке лизинга неизбежен (по мнению многих участников, он уже начался). Интрига в том, что конкурентная борьба уже не может быть такой, какой она была на растущем рынке: подход к лизинговому бизнесу у компаний явно изменился.

Испытание выдержки

В течение года лизинговые компании, за редким исключением, вернулись к максимально консервативной политике развития своего бизнеса. Консервативный подход сказывался как на выборе клиентов (по отчетам лизингодателей, более 70% договоров заключено со старыми клиентами), так и на оценке их финансовых состояний (скоринговые сделки не использовались), на требованиях к авансу (только у единиц он был ниже 25%). Собственно, и объекты лизинга в абсолютном большинстве случаев были максимально ликвидными – легковой и грузовой автотранспорт.

В условиях 2009 года это было неизбежно как минимум потому, что кредитные организации не позволяли лизингодателям работать иначе. «Фактически работали только банки с государственной поддержкой. Критерии таких банков достаточно строги, не каждый клиент их удовлетворяет. Небольшие коммерческие банки, оставшиеся на плаву, готовые работать более гибко и более рискованно, заняли выжидательную позицию», – рассказывает директор петербургского филиала «РЕСО-Лизинга» Сергей Иванов. На общем пессимистичном фоне оказалась заметной госпрограмма Российского банка развития, и в результате для многих компаний он стал ключевым источником финансирования, добавляет Роман Маланин.

Но не только внешние условия побуждали лизингодателей стать приверженцами более консервативной политики – их оценка итогов своей работы также приводила к такому подходу. Ведь большинство лизинговых компаний главной задачей объявили борьбу с дебиторской задолженностью, то есть работу с должниками, выделение тех, кому можно реструктуризировать платежи, и тех, у кого необходимо изымать имущество. Иными словами, на практике смогли оценить, насколько хороши были их критерии отбора и какие потери несет разрыв договора лизинга. Те, кто вел себя осторожно, не реагировал немедленно на новые веяния рынка, получили подтверждение своей правоты. «В 2008 году ощущалось жесткое давление со стороны рынка по поводу коммерческой техники и автомобилей китайского производства, – вспоминает заместитель генерального директора „CARCADE Лизинг“ Алексей Смирнов. – У нас было много возможностей воспользоваться этой ситуацией и начать финансирование сделок по данным видам ТС. Однако тогда мы остались верны своей долгосрочной стратегии и не стали развивать данное направление. И поступили очень мудро: сегодня коммерческая техника является одной из наиболее проблемных для реализации, а китайские машины, не отличающиеся качеством, продать на вторичном рынке фактически невозможно».

Лизинговые компании получили необходимый урок. «При заключении договора необходимо более внимательно прогнозировать развитие ситуации как по клиенту, так и по отрасли. Скоринговая модель оценки клиента может быть применима к ограниченному сегменту сделок», – размышляет Евгений Колесов. Для многих лизингодателей годовые итоги развития ведут к изменению всей системы оценки определения рисков. «Появились новые, более ясные акценты по отраслевым принадлежностям, пересмотрена система оценки оборудования, его ликвидности и остаточной стоимости, в части финансового анализа лизингополучателя сложилась более четкая ориентация на историю его бизнеса, на его отношения с кредитными организациями. Произошел отказ от ориентации на будущие успешные проекты, решения строятся на существующем бизнесе, его эволюционном развитии», – описывает Андрей Донченко.

Между тем общая ситуация на рынке лизинга развивается, пусть и не с такой скоростью, какой ожидали лизингодатели. «Если говорить о том, что в начале года некоторые банки вообще отказывались финансировать лизинг (правда, такие есть и сейчас), то на сегодня ставки и сроки кредитования вернулись к докризисному уровню. Это уже вполне реально для клиентов, – замечает Екатерина Тулина. – Хотя должна отметить, что оценка финансового состояния лизингополучателя еще долго будет на серьезном уровне для средних и крупных проектов». С изменением условий кредитования перед лизинговыми компаниями открывается соблазн наращивания портфеля по старой, докризисной схеме – путем уменьшения авансового платежа, снижения требований к финансовому состоянию лизингополучателя (то есть с помощью своего рода лизингового «демпинга»). Тем более что проблема наращивания портфеля в текущем году стоит достаточно остро. Понятно, что успех демпинга отдельных игроков скажется на деятельности и других участников рынка. Так что в итоге испытание выдержки предстоит пройти всем.

Алексей Леонтьев

Санкт-Петербург

К другим статьям