Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Утрата собственности

30 марта 2010 | журнал "Эксперт Северо-Запад"

– Журналисты, рассуждая о популярности лизинга в 2007−2008 годах и ее сокращении сегодня, говорят о том, что тогда на лизинг была мода. Нет, мода здесь ни при чем. У лизинга было вполне конкретное преимущество, которое и делало его популярным среди большого числа предприятий, а именно – лизинг по сравнению с кредитом было оформить проще. Некой компании одну и ту же сумму для приобретения оборудования через лизинг было получить проще, чем через банк: требования лизингодателей были мягче. А различные налоговые преимущества лизинга, например уменьшение налогооблагаемой базы, были вторичны: это было важно прежде всего для крупных компаний.

Подобный подход строился на том, что лизинговые компании были уверены, что они как владельцы объекта лизинга с легкостью смогут его изъять и без особых проблем реализовать. Кризис, задолженности лизингополучателей, изъятия имущества и его реализация заставили лизингодателей пересмотреть эти позиции. Как раз это и стало основным изменением в подходе лизинговых компаний – они стали оценивать имущество крайне низко, потому что поняли, что его можно и не продать.

Важно заметить, что в этом вина не только лизинговых компаний, которые не любят возиться с изъятым имуществом. Кризис показал, что они оказались не защищены в юридическом плане. Нет четкой нормативной базы и юридической практики, которая бы учитывала особенности лизинга: не совсем ясно прописанное понятие выкупной стоимости, сложное, неоднозначное понятие изъятия, отсутствие определения, что есть реальный ущерб лизинговой компании. И лизинговая компания не может просто прийти и забрать свое имущество у лизингополучателя, она должна судиться, и долго. Но это полбеды. Некоторые судьи воспринимают лизинг как разновидность простой аренды. Под вопросом оказывается возможность лизинговой компании реализовывать свои права как собственника.

Теперь лизинговые компании склонны оценивать риски лизинговой сделки, как будто у них нет в собственности объекта лизинга. И в результате привлекательность лизинга по сравнению с кредитом для многих клиентов, прежде всего для представителей среднего и малого бизнеса, понизилась. То, что популярность упала, в определенном смысле закономерно.

Но еще больше обостряет ситуацию тот факт, что некоторые лизинговые компании забывают об уроках кризисного года, строя свою деятельность так, словно ничего не изменилось. У них желание утвердиться на рынке пересиливает осторожность. Сегодня я опять читаю о лизинге с пониженным авансом, о том, что лизинговые компании обещают принять решение о сделке за один день. Такие условия предлагали компании до кризиса, и это плохо, потому что мы знаем, к каким печальным последствиям приводит такой подход.

В современных условиях правильная конкуренция иная. Лизинговые компании должны конкурировать прежде всего с уровнем процентных ставок, потому что в прошлом году он был, без сомнения, высок. И уже начал снижаться как по заключаемым контрактам, так и по заключенным – клиенты обращаются, и компании, в том числе и мы, идут им навстречу и пересматривают договоры. Кроме того, важно умение завоевать высокую лояльность клиента.

К другим статьям