Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

В поисках разнообразия

27 апреля 2010 | «Эксперт Северо-Запад»

Лизинг легкового транспорта остается самым массовым сегментом рынка – здесь и развернется наиболее острая конкуренция за лизингополучателей. Тем не менее лизингодатели рассчитывают на оживление спроса в других отраслях, в частности оттепель ожидается в сегменте лизинга недвижимости и оборудования. Одна из главных задач лизинговых компаний в этом году – диверсификация портфелей в той мере, в какой это позволит рынок.

После кризиса структура нового бизнеса лизингодателей существенно изменилась. Многие сегменты значительно сократились, в частности лизинг строительной и грузовой техники и недвижимости. Наиболее «стрессоустойчивым» остался сектор легкового транспорта. «На него по-прежнему приходится львиная доля нового бизнеса лизингодателей, – рассказывает руководитель отдела маркетинга компании „ПН-Лизинг“ Юлия Разумова. – Так, у нас по итогам 2009 года более 48% сделок заключено по легковым автомобилям – это чуть больше, чем в 2008−м (47%)».

По словам Разумовой, сильно упали показатели по лизингу грузового автотранспорта – с 23% в 2008 году до 15% в 2009−м, спецтехники – с 12 до 5%. «Практически не заключалось сделок по лизингу недвижимости. Однако лизинг оборудования самого разного назначения показывает прирост как по количеству обращений в компанию, так и по доле в портфеле заключенных договоров», – отмечает она.

Относительная стабильность в сегменте легковых автомобилей объясняется прежде всего высокой ликвидностью этого имущества, а также отлаженным механизмом заключения и сопровождения подобных сделок. «Лизинг автомобилей – своего рода индикатор здоровья отрасли. Он наиболее рыночный, массовый. Это единственный сегмент, показавший рост по итогам 2008 года и наименьшее падение в 2009−м, – говорит вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. – Тогда как лизинг авиа— и водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, крупного оборудования подвержен серьезным колебаниям конъюнктуры».

Однако не все участники рынка склонны считать лизинг легкового транспорта наиболее востребованным. Как полагает заместитель генерального директора компании «Сбербанк лизинг» Денис Тетерятников, скорее этот сегмент является самым предлагаемым лизингодателями. «Это имущество наиболее ликвидное, технологии работы с ним вполне понятны и отлажены, – поясняет он. – В этом году здесь развернется весьма жесткая конкуренция, так как помимо компаний, которые традиционно делали упор на данный вид лизинга, на этот рынок намерены выйти и новые игроки. В частности, „Сбербанк лизинг“ планирует активно работать в данном направлении».

Не признает первенство легкового автотранспорта и директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин. «Здесь работают активные, заметные фирмы, внедрившие технологии розничных продаж, позволяющие заключать и обрабатывать большое количество договоров, – говорит Калинин. – Но по объему сделок, заключенных в 2009 году (по данным „Лизинг-Ревю“), данный сегмент составляет 8,8%, при этом железнодорожный подвижной состав – 27,3, авиатехника – 16,1, оборудование для различных отраслей – 22,6, дорожная и строительная техника – 6,8, автотехника для перевозки грузов – 6,9%».

Отложенный спрос

В поисках перспектив многие лизинговые компании обращают внимание на недвижимость, ожидая в этом сегменте оживления спроса. «Строительный рынок, который постепенно раскачивается после долгого затишья, сдвинет и потянет за собой все сопутствующие рынки. Лизинг как один из инструментов не останется в стороне. Это перспективное направление, развитие которого мы еще увидим», – уверен руководитель отдела оценки Knight Frank St.Petersburg Антон Реутов. За два кризисных года этот вид лизинга оказался практически не востребован: цены на недвижимость падали, потенциальные клиенты находились в ожидании так называемого ценового дна, лизингодатели не предлагали данный вид лизинга, поскольку ощущалась нехватка «длинных» денег для финансирования долгосрочных проектов. Сейчас отложенный спрос требует реализации. «По нашим расчетам, наступило удачное время для выхода на рынок лизинга недвижимости. Цены стабилизировались, банки размораживают кредитные программы для лизингодателей», – замечает Юлия Разумова.

По словам Дениса Тетерятникова, многие компании в кризисный период в качестве залога для обеспечения банковских кредитов использовали свое недвижимое имущество и с их стороны логично воспользоваться лизинговыми схемами для его возврата, чтобы получить более «длинные» ресурсы по более выгодным ставкам. «Другой вопрос в том, что данный вид лизинга требует наличия достаточных ресурсов у лизингодателя, позволяющих кредитовать на длительные сроки, поэтому доминирующее положение в этом сегменте будет принадлежать предприятиям с государственным участием или структурам, работающим при крупных банках», – объясняет он.

Помимо того, что далеко не все лизингодатели обладают необходимыми ресурсами для финансирования подобных сделок, есть и другие факторы, тормозящие рост лизинга недвижимости. По мнению Реутова, в рамках петербургского рынка это уровень вакантных площадей уже готовых проектов, негибкость владельцев в вопросах ценообразования и нежелание искать пути для повышения качества проектов.

Вслед за экономикой

Надежды лизингодателей на рост связаны также с производственным и сельскохозяйственным оборудованием. Что касается первого, то здесь спрос будет выравниваться по мере стабилизации экономики и восстановления реального сектора. «Благодаря росту импортозамещения в российской промышленности можно ожидать увеличения потребности в производственном оборудовании», – соглашается начальник отдела маркетинга и рекламы ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов. Как считает руководитель регионального управления компании «Центр-капитал» Владимир Золотов, на Северо-Западе наиболее привлекательно выглядят лизинг энергетического и телекоммуникационного оборудования.

Что касается сельского хозяйства, то здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, в этом сегменте наблюдается относительная стабильность, с другой – высока доля участия государства в финансировании сельхозпредприятий. «Сельхозпроизводители в кризисный период, как и до него, пользовались серьезной государственной поддержкой, которая осуществлялась через льготное кредитование Россельхозбанком и комфортные лизинговые договоры „Росагролизинга“», – подтверждает заместитель коммерческого директора по развитию ГК «Балтийский лизинг» Валентин Карнарук. По его словам, активизируется потребность в лизинге у переработчиков сельхозпродукции, а производители ведут себя более осторожно. Это связано с тем, что процентные ставки большинства лизингодателей не соответствуют уровню государственных лизинговых компаний. «Кроме того, серьезный тормоз – отсутствие цивилизованного рынка закупки сельхозпродукции, засилие перекупщиков, значительно снижающих доходы производителей. Если говорить о нашей компании, то доля сельхозтехники в новом бизнесе по итогам 2009 года незначительна. Но мы продолжаем сотрудничество с поставщиками, которые активно работают в этом секторе, и финансируем кредитоспособных клиентов», – рассказывает Карнарук.

В свою очередь, Денис Тетерятников уверен, что конкурировать с «Росагролизингом» возможно. «Сельхозпроизводство пострадало от кризиса не так сильно, как многие другие рынки, поэтому потенциальный спрос здесь есть. И поскольку до кризиса многие лизингодатели устремлялись в другие сегменты, предложение по части лизинга для сельхозпроизводителей не до конца сформировано, – размышляет он. – Мы считаем этот сегмент привлекательным и с точки зрения надежности лизингополучателей, так как в этой сфере работают госпрограммы, по которым государство возмещает производителям проценты по лизинговым сделкам».

Менее оптимистично лизингодатели настроены по отношению к сегментам строительной и грузовой техники. «По итогам первого квартала этого года здесь можно отметить некоторую положительную тенденцию, но спрос еще очень небольшой, – констатирует Евгений Колесов. – Ожидаемый рост – не более 20−30% к 2009 году». И уточняет, что в этих сегментах на данный момент существует много предложений от лизинговых же компаний по реализации изъятого имущества, бывшего в употреблении и продаваемого по более низким ценам. «Предложения по продаже превышают имеющийся спрос. В связи с этим вряд ли можно ожидать роста обращений за лизингом, который традиционно используется для приобретения новой техники», – продолжает Юлия Разумова.

Эксперты сходятся в том, что наиболее жесткая конкуренция развернется все же в сегменте легкового автотранспорта, но каждая компания будет расставлять акценты в структуре бизнеса согласно своей специализации, наработанным связям с поставщиками, отношениям с банками, рискам и доходности. По мнению Владимира Золотова, «розничные» и средние лизинговые сделки, как правило, имеют большую маржу. «Например, в сегменте транспорта чаще риски относятся к предмету лизинга, что позволяет предлагать множество привлекательных программ, доступных практически каждому потенциальному лизингополучателю. В случае с оборудованием большее внимание уделяется клиенту и его способности расплачиваться по договору лизинга, а это, в свою очередь, усложняет технологию прохождения сделки. Поэтому в крупных проектах привлекательность обеспечивается выбором устойчивого и надежного клиента», – рассуждает Золотов.

Без фокуса

Кризис довольно жестко продемонстрировал, насколько опасно фокусировать портфель на одной отрасли или на ограниченном числе крупных клиентов. Диверсификация требуется в двух плоскостях, считает Юлия Разумова. Во-первых, в разрезе видов лизинга. «Узкоспециализированная компания подвержена отраслевым рискам, свойственным тому сектору экономики, который она обслуживает. Так было, например, с теми, кто специализировался на спецтехнике. Во-вторых, это структура портфеля по клиентам, по размеру их бизнеса. Работа с единичными крупными компаниями опасна с точки зрения ухода или банкротства одной из них. В этом случае вся шаткая система денежных потоков, выстроенная в компании, может в одночасье рухнуть. Опыт компании „ПН-Лизинг“ также показывает, что среди дебиторов, особенно перешедших границу невозвращения, фигурируют отнюдь не малые предприятия», – отмечает Разумова.

Денис Тетерятников добавляет, что опасно для устойчивости лизингодателя, в частности, фокусирование портфеля на лизинге оборудования для малых и средних производств. Прежде всего, этот формат бизнеса наиболее подвержен влиянию кризиса. «Кроме того, у лизингодателей возникают серьезные проблемы с изъятием такого имущества, несмотря на то что законодательно мы имеем на это полное право. На практике же часто приходится прибегать к судебным разбирательствам, и не всегда решение в нашу пользу упрощает процедуры изъятия. Говоря о диверсификации портфеля, не стоит забывать и о региональных рынках», – считает он.

Приемлемый уровень диверсификации портфеля достигается уже при пяти-восьми отраслях и трех-пяти регионах, входящих в портфель приблизительно равными частями, уверен Владимир Золотов.

В кризисный период, когда новый бизнес лизинговых компаний Северо-Запада сократился почти вдвое, вряд ли можно было рассчитывать на разноплановость вновь заключаемых сделок. Сегодня ситуация меняется, и лизингодатели должны воспользоваться наметившимся ростом. Главное – не повторить прошлых ошибок и в погоне за объемами нового бизнеса не пренебрегать рисками, которые все же довольно высоки. «Учитывая нестабильное состояние и сложность прогнозирования развития отраслей, вопрос диверсификации портфеля очень важен. Чтобы чувствовать себя на рынке уверенно, лизинговой компании необходимо вовремя оценивать риски, связанные в первую очередь с устойчивостью бизнеса клиента, а во вторую – с его отраслевой принадлежностью, – резюмирует Евгений Колесов. – Мы выявили для себя наименее рисковые отрасли, в частности – производство пищевых продуктов, химпром, фармацевтику и телекоммуникации».

Санкт-Петербург

Ольга Великанова, автор «Эксперт Северо-Запад»

К другим статьям