Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Малыши вырастут

19 апреля 2010 | «Эксперт»

В 2009 году на рынке лизинга, по оценкам «Эксперт РА», с малым бизнесом было заключено новых сделок на сумму 52,6 млрд рублей, со средним бизнесом — на 56,4 млрд. На фоне кризисных явлений в структуре лизинговых сделок в прошлом году существенно увеличилась доля лизингополучателей — крупных предприятий: с 49,8 до 64,4%. При этом доля малого бизнеса в структуре новых контрактов снизилась за год на 4,8 п. п., доля компаний среднего предпринимательства — на 10,8 п. п. На наш взгляд, такому снижению способствовали два фактора: во-первых, в начале года лизингодатели опасались финансировать мелкие компании из-за неясности перспектив их развития, во-вторых, представители крупного бизнеса получали государственную поддержку и выглядели более надежными клиентами.

Однако, несмотря на наблюдавшееся в 2009 году снижение доли малого бизнеса в новых лизинговых сделках, интерес лизингодателей к финансированию субъектов малого и среднего бизнеса сохраняется и даже растет.

Клиентская оттепель

Со второй половины 2009 года на фоне снижения кредитных ставок лизингодатели начали восстанавливать свернутые программы лизинга и финансировать не самые ликвидные виды имущества. К концу 2009 года по сравнению с его началом процентные ставки по сделкам с малым и средним бизнесом опустились на 3–5 п. п., сроки сделок увеличились с двух до трех-пяти лет, размер требуемого аванса снизился на 10–15 п. п. У лизинговых компаний с иностранным фондированием процентные ставки и предлагаемые сроки сделок в 2009 году не менялись, однако к концу года были смягчены критерии оценки бизнеса клиента и требования к его финансовому состоянию.

В то же время участники рынка отмечают, что смягчение кредитной политики в ближайшем будущем может произойти только в отношении надежных клиентов, подтвердивших свою платежную дисциплину. В целом лизинговые компании в течение еще какого-то времени будут оставаться консервативными при оценке потенциального лизингополучателя: кризис научил более качественно оценивать риски и управлять ими.

Тем не менее заинтересованность в работе с сегментом малого и среднего бизнеса у лизингодателей достаточно высока. Это особая группа клиентов. Они, как правило, обладают меньшим запасом прочности и первыми ощущают на себе отсутствие финансирования, изменение кредитной политики банков. Но при этом работа с малым бизнесом позволяет компаниям диверсифицировать лизинговый портфель по отраслям и клиентам. Заинтересованность лизингодателей обусловлена и более высокой доходностью сделок по сравнению с сегментом крупных клиентов. Кроме того, небольшие клиенты более гибко и оперативно реагируют на внешние изменения и быстрее адаптируются к новым условиям.

«Для лизинговых компаний, изначально ориентированных на работу с этим сегментом, небольшие предприятия и ИП сохраняют свою привлекательность в любое время, вне зависимости от ситуации на рынке. Многолетний опыт сотрудничества позволяет таким лизингодателям правильно и квалифицированно оценивать приходящих клиентов и предлагать им наиболее выгодные и безопасные условия сотрудничества», — подчеркивает Лариса Власова, генеральный директор компании «Carcade Лизинг».

Наиболее интересны лизингодателям потенциальные клиенты из отраслей торговли, пищевой промышленности, перерабатывающих производств, полиграфии, строительства и сельского хозяйства.

Рост с поддержкой

Улучшение ситуации в экономике привело к росту заявок на лизинговое финансирование. «Спрос на лизинг со стороны предприятий малого и среднего бизнеса начал расти, потребность в финансировании основных средств велика. Учитывая их значимость, лизинговые компании разрабатывают специальные программы, позволяющие предложить малым и средним предпринимателям лучшие условия и высокую скорость принятия решения по сделкам», — отмечает Ирина Горшкова, начальник отдела управления рисками ГК «Балтийский лизинг».

Кроме того, понимая важность малого бизнеса для экономики, государство создает программы его поддержки в различных формах, в том числе через механизмы лизинга. Одной из наиболее масштабных программ такого рода является реализуемая Российским банком развития Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

По данным на 1 апреля 2010 года РосБР в рамках программы сотрудничал с 44 лизинговыми компаниями. Совокупный открытый лимит кредитования этим компаниям составляет около 4,9 млрд рублей, уже реализовано сделок более чем на 1,1 млрд рублей. Кроме того, еще около 40 компаний подали заявки на участие в программе финансирования и ожидают их рассмотрения. Целевая аудитория программы — организации МСП с устойчивым финансовым положением, осуществляющие деятельность не менее одного года и не имеющие задолженности по налогам и сборам. Финансирование предоставляется под предметы лизинга третьей амортизационной группы и выше, в объеме от 150 тыс. до 60 млн рублей.

Несмотря на существенный объем выделенных средств, эта программа пока не может дать взрывного роста количества лизинговых сделок с субъектами малого бизнеса. Ограничения на организацию массового лизингового продукта накладывают необходимость согласования контрактов с банком и требование предоставления ежеквартального отчета о проведенных сделках. Но, возможно, эти ограничения будут устранены: банк регулярно идет на диалог с лизинговыми компаниями и готов разрабатывать новые кредитные программы.

В марте 2010 года РосБР представил лизингодателям новый продукт «Лизинг для начинающих предпринимателей», в рамках которого оформить сделку могут субъекты малого и среднего бизнеса, существующие менее года, при этом финансируется один предмет лизинга в объеме до 30 млн рублей. Кроме того, банк анонсировал возможность запуска продукта по рефинансированию лизинговых сделок, а также по возвратному и импортному лизингу.

«Меры, реализуемые государством по поддержке организаций малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне через государственные лизинговые компании и РосБР, а также на региональном уровне через субсидирование процентной ставки, на наш взгляд, являются важным шагом с точки зрения как стимулирования развития этих предприятий, так и нормализации ситуации на российском финансовом рынке в целом, — отмечает Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании “Уралсиб”. — Это позволит объединить усилия и создать эффективную инфраструктуру по финансированию предприятий малого и среднего бизнеса через механизм лизинга, поддерживая в условиях кризиса предпринимательскую активность во всех регионах РФ».

Стимулирующие меры, аналогичные проводимым РосБР, прорабатываются также в Министерстве промышленности и торговли. В частности, осуществляется разработка программы, нацеленной на поддержку малого бизнеса через механизм лизинга путем софинансирования авансового платежа. Предполагается, что целевой группой этой программы станут начинающие малые предприниматели, намеревающиеся приобрести в лизинг оборудование, произведенное на территории России.

Проводимые государством программы нацелены на облегчение доступа к финансированию, а также на снижение уровня удорожания предметов лизинга, что позволяет воспользоваться лизинговой услугой существенно большему числу потенциальных лизингополучателей. В совокупности со значительными потребностями малого бизнеса в финансировании и заинтересованностью лизингодателей в работе с сегментом малого и среднего бизнеса это должно содействовать существенному росту масштабов сотрудничества лизинговых компаний и малого бизнеса.Лизинговые компании, со своей стороны, рекомендуют предпринимателям тщательно выбирать финансового партнера. Необходимо учитывать не только удорожание в графике лизинговых платежей, но и финансовую устойчивость лизингодателя, его репутацию, опыт работы и положение на рынке (в том числе в сегменте малого бизнеса).

Подтверждением надежности и финансовой устойчивости лизинговой компании может служить наличие у нее соответствующего рейтинга. Кроме того, всегда стоит обращать внимание на дополнительные возможности, предлагаемые лизинговой компанией в рамках одного пакета услуг. Это могут быть либо расширенный сервис, повышающий комфорт и качество обслуживания клиента, либо комплексные программы лизинга, включающие в себя кроме услуги финансирования дополнительные опции для потенциального клиента.

Роман Романовский, автор «Эксперт»

К другим статьям