Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Изъять за минуту

23 августа 2010 | Еженедельная газета "Недвижимость и Строительство Петербурга", №33(617)

К строительной отрасли этот законопроект имеет самое непосредственное отношение. До кризиса с использованием схем финансовой аренды приобреталось свыше 50% новой строительной техники и до 20% подержанной. В портфеле крупных лизинговых организаций такие сделки нередко превышали 20% (уступая по объему только договорам, связанным с покупкой автотранспорта).

Однако во время кризиса этот рынок обвалился. Спрос на технику упал, а клиенты массово перестали расплачиваться по заключенным договорам. Причем до половины всех неплатежей приходилось на долю предприятий, связанных со строительством.

Неподсудный лизинг

В начале года правительство решило оживить рынок, поручив Минэкономразвития подготовить поправки в действующую законодательную базу. Как сообщают «Ведомости», документ готов и вскоре будет передан на рассмотрение парламентариев. Он призван облегчить жизнь лизингодателям. Одна из принципиальных поправок касается механизма возврата техники за долги.

Сейчас изъятие происходит через суд. Чиновники предлагают упростить процедуру. Если клиент неоднократно нарушит условия договора (например, график платежей), то лизинговой фирме понадобится только исполнительная подпись нотариуса, чтобы изъять технику. Риски уменьшаются, а значит, снизятся ставки и компании станут охотнее заключать сделки, полагают в Минэкономразвития.

Другие поправки меняют регламент оформления договора. Чиновники предлагают отдельно указывать выкупные и арендные платежи, чтобы в случае расторжения сделки не возникало разногласий, за что и сколько платил клиент. Деньги, внесенные за выкуп, надо будет вернуть клиенту, правда с вычетом за износ техники.

Министерство также предлагает расширить перечень организаций, которые могут воспользоваться лизингом. Если законопроект будет принят, доступ к этим услугам получат некоммерческие структуры.

Петербургские эксперты осторожно комментируют возможные изменения.

«Я не жду особого оживления рынка в связи с облегчением процедуры возврата имущества, по крайней мере в ближайшем будущем, — говорит Олег Грошев, начальник отдела по работе с дебиторской задолженностью ГК «Балтийский лизинг». — Нужно опробовать этот механизм на практике, проверить его действенность. Конечно, лизинговые компании получат подспорье для защиты своих интересов как собственников имущества. Но ведь и лизингополучатели сделают определенные выводы. Они станут более ответственными, более осторожными в оценке своих возможностей. Как следствие, может снизиться спрос на лизинговые услуги. К падению рынка это, конечно не приведет, поскольку общий подъем экономики повлечет за собой рост лизингового бизнеса как уникальной альтернативы банковскому кредитованию».

«Упрощенный механизм изъятия техники во многом облегчит жизнь лизинговым компаниями, но напрямую не повлияет на состояние рынка. Развитие лизинга зависит исключительно от наличия доступных денег, от «размораживания» банковского кредитования, — рассуждает генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин. — Что касается права некоммерческих организаций пользоваться лизингом, то эта инициатива интересна и перспективна. Другое дело, что встает вопрос платежеспособности таких клиентов и регулярности поступления к ним денежных средств. Этот сегмент не известен лизингодателю, и правила работы с ним еще предстоит выработать».

Некоторые эксперты настроены более оптимистично.

«Поправки не только смогут оживить рынок, но и позволят снизить риски и издержки лизинговых компаний, а это, в свою очередь, приведет или к снижению стоимости лизинга, или расширению круга потенциальных лизингополучателей», — говорит Кирилл Царев, директор ГК «Интерлизинг».

Рост вне закона

Эксперты признаются, что ситуация на рынке лизинга улучшается и без законодательных инноваций. «В 2009 году средний процент отказа клиентам в нашей компании составлял 50%, сейчас — 25%, — отмечает Ирина Кенюхова, специалист отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг». — По итогам полугодия мы заключили 844 сделки на 4,3 млрд рублей. Это вдвое больше, чем за аналогичный период 2009-го. Первые пять позиций заняли грузовой транспорт (+60%), легковые автомобили (+42%), металлообрабатывающее оборудование (+100%), дорожно-строительная техника (+80%) и оборудование для пищевой промышленности (+36%)».

«В 2009 году новых продаж практически не было. Вся активность лизинговых компаний была сосредоточена на удержании текущих портфелей и борьбе с неплатежами, плюс к этому банки фактически полностью прекратили финансировать лизингодателей. Рост рынка в первом полугодии 2010-го (в нашей компании сумма новых договоров выросла в семь раз) обусловлен эффектом низкой базы, — говорит Роман Маланин. — Отказывать приходится до 20-30% обратившихся за лизингом компаний. Одна из распространенных причин — недостаточный срок работы на рынке. Если до кризиса «ПН-Лизинг» финансировала сделки недавно образованных фирм, то сейчас работает только с теми, кто успешно функционирует не менее года».

У некоторых компаний процент отказа выше. «На этапе предквалификации отсеивается до 50% заявок, — говорит Михаил Демченко, заместитель директора ГК «Интерлизинг» по экономике и финансам. — Ситуация с просрочками улучшилась: по сделкам 2009-2010 гг. они единичны. По более ранним сделкам определенные трудности есть, но ситуация стабилизируется: клиенты, которым в кризис была предоставлена рассрочка, возвращаются к первоначальным графикам».

Мнения экспертов

Роман Маланин,

генеральный директор компании «ПН-Лизинг»:

– Лизинг строительной техники постепенно оживает. Стало больше новых обращений, меньше изъятий техники. В первом полугодии объем финансирования сделок в этом сегменте увеличился в два раза по сравнению со всем предыдущим годом.

Клиенты интересуются строительной техникой универсального назначения: бульдозерами, экскаваторами, самосвалами, автокранами. Конечно, с начала кризиса условия получения лизинга значительно изменились. С 5-10 до 30% вырос размер минимального аванса, сократились сроки действия договоров (с пяти–семи лет до трех), выросли требования к минимальному сроку деятельности предприятия (не менее года).

Скоринг в любом его проявлении остался в прошлом: финансовая состоятельность и платежеспособность каждого потенциального клиента тщательно изучаются. Это повлияло на оперативность проведения сделок: срок принятия решения вырос с нескольких часов до нескольких дней.

Но наметились и положительные изменения. Если в прошлом году банковские ставки для лизинговых компаний доходили до 24% годовых в рублях, то к концу 2009-го года они снизились до 14-16%. Сейчас в рамках господдержки малого предпринимательства можно получить финансирование и под 10%.

Олег Грошев,

начальник отдела по работе с дебиторской задолженно¬стью ГК «Балтийский лизинг»:

– Становится все меньше неплательщиков, к которым приходится применять жесткие меры, включая изъятие и судебные преследования. Тем не менее средний уровень задолженности в 10% продолжает считаться нормой. Это связано с тем, что многие клиенты стали несостоятельными, а закончившиеся судебные процессы и дела о банкротствах не исправили главного: не принесли финансового удовлетворения.

Далеко не всегда нам удавалось изымать имущество у дебиторов. И тем более реализовывать его без убытков. Однако уровень задолженности медленно, но верно идет на спад. Те дебиторы, кто хотел нас обмануть, уже попытались сделать это. Те, кто должен был обанкротиться, уйти с рынка, — уже история. Мы это пережили, научились бороться, критический момент миновал.

Александра Рябцева,

руководитель направления лизинга автотранспорта и строительной техники ГК «Интерлизинг»:

– В первом полугодии объем новых сделок в сегменте лизинга строительной техники в нашей компании вырос в 11,4 раза по сравнению с показателями аналогичного периода 2009-го. Как только экономическая ситуация в стране стала стабилизироваться, обострилась конкуренция в наиболее крупных сегментах (автолизинг, строительная техника).

Появились «средние» и «длинные» деньги, снизились процентные ставки, авансовые платежи сократились с 30 до 20%. На рынок возвращаются экспресс-продукты (оформление сделок в максимально короткие сроки). Так, в ближайшее время ГК «Интерлизинг» запустит программу «Экспресс-техника» для финансирования сделок в этом сегменте стоимостью до 14 млн рублей. Все это приводит к тому, что лизинг вновь становится привлекательным инструментом для клиентов.

Роман Денисов

К другим статьям