Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Финансовая аренда: рынок взяли госбанкиры

27 сентября 2010 | Финанс, №35 (336) от 27.09.2010 г.

Финансы. В первом квартале 2010 года лизинг, начиная с сектора автотранспорта, оттолкнулся от дна и начал всплывать. Живучесть отрасли привлекла особое внимание со стороны банкиров.

Наибольший интерес к лизингу проявляет «большая тройка» госфинансистов. «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк-лизинг» и «ВТБ-лизинг» не только увеличивают финансирование традиционных дорогостоящих проектов, связанных с поставками самолетов, кораблей и железнодорожного транспорта, но к тому же начали заниматься новыми для себя направлениями – в частности, лизингом автомобилей и спецтехники. Все три лизинговые госкомпании по итогам первого полугодия 2010 года демонстрируют неплохой результат. Например, объем нового бизнеса «ВТБ-лизинг» составил 23,8 млрд рублей, доход от основной деятельности – 5,5 млрд, а чистая прибыль – 491 млн. «Сбербанк-лизинг» за кризисный 2009 год сумел увеличить объем нового бизнеса с 9,6 млрд до 31,6 млрд рублей. При этом совокупный объем портфеля составил 68 млрд против 55 млрд рублей в 2008-м. Эти показатели позволили дочке «Сбера», единственной из российских лизинговых компаний, войти в топ-50 Европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний и занять там 33-е место. За первое полугодие 2010 года ее совокупный портфель вырос до 78 млрд рублей, а прибыль по МСФО за шесть месяцев превысила 210 млн.«ВЭБ-лизинг» также закончил первое полугодие 2010-го в хорошем плюсе. Его доход составил 1,3 млрд рублей, а чистая прибыль по МСФО – 389 млн. При этом объем нового бизнеса за январь–июнь (30,5 млрд рублей) сопоставим с итоговыми результатами 2009 года (31,8 млрд). При этом в структуре портфеля лизинговой компании пока отсутствует массовый сегмент, в частности, наиболее быстро растущий в 2010 году автолизинг.

Автомобили.

Сектор лизинга автотранспорта стал точкой роста для всей отрасли. Его кризисные потери впечатляют, однако другие сегменты рынка пострадали еще больше. В 2009 году объем автолизинга сократился почти вдвое (на 49,6%) и составил около 40 млрд рублей. При этом количество контрактов на поставку грузовиков упало на 80%. Лизинг легковушек пострадал меньше – число договоров финансовой аренды уменьшилось менее чем на 50% при совокупном объеме сделок 18 млрд рублей. По мнению управляющего директора «Райффайзен-лизинг» Галины Майер, такое положение дел объясняется тем, что технология реализации изъятого легкового транспорта гораздо проще, чем грузовой или строительной техники. В первом полугодии 2010 года автолизинг продемонстрировал значительное увеличение количества заключенных сделок. По разным оценкам, рост объема за январь–июнь включительно составляет 20–25%. По свидетельству начальника управления автолизинга «Москва» ЛК «Ресо-лизинг» Александра Исаева, многие автодилеры даже испытывают дефицит, так как производители планировали на 2010 год в лучшем случае стагнацию. Из-за этого просчета очереди на обычные серийные иномарки растягиваются на три-пять месяцев.Потребность в лизинговом финансировании также достаточно велика, а основной причиной ажиотажа является относительная доступность финансовой аренды по сравнению с банковскими кредитами.

Не последнюю роль в росте объемов автолизинга играет интерес банков. По свидетельству лизинговых компаний, финансисты сами выходят на них и предлагают деньги под проекты. При этом среди банкиров уже наблюдается изрядная конкуренция, что положительно сказывается на уровне ставок и сроках предоставления финансов. Наиболее активно с финансовой арендой работают кредитные учреждения, имеющие дочерние лизинговые компании, – они занимают примерно две трети объема рынка. По словам старшего вице-президента Росбанка Юлии Голыгиной, банкиры рассматривают лизинговые компании как финансовых посредников, которые осуществляют предварительный анализ рисков и предлагают оптимальные условия сделки. По сути, дочерние лизинговые компании воспринимаются банками в качестве дополнительного канала продаж.

Автолизинг стал интересен и для крупных игроков рынка, занимавшихся ранее специальной техникой, оборудованием для добычи нефти и газа, а также дорогим транспортом (самолетами, кораблями, локомотивами и вагонами). Сегодня даже «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-лизинг» развивают массовые продукты и открывают региональные отделения. Кроме того, кризис наглядно показал, что автомобили, в особенности легковые, являются самым ликвидным объектом финансовой аренды: невозвраты редки, а в случае дефолта клиента у лизингодателя не возникает проблем с изъятием и реализацией имущества. Нередко оказывается, что несостоятельность лизингополучателя для ЛК даже выгодна – она дает возможность дополнительного заработка, в частности, при повторной сдаче изъятого автотранспорта в лизинг.

Положительно скажутся на развитии рынка автотранспорта и изменения в программе РосБР по финансовой поддержке малого бизнеса. Нововведения коснулись стоимости ресурсов для лизинговых компаний, работающих с субъектами малого и среднего предпринимательства: в рамках продуктов «Развитие» и «Автолизинг» цена финансирования составила 8,25% годовых, что снизит удорожание автомобиля до 10% в год вместо сегодняшних 14–16%.

По оценке экспертов, сейчас от 60 до 70% от общего количества новых сделок – это договоры автолизинга. Генеральный директор ЛК Arval Сергей Дианин уверен, что уже в 2011 году объем нового бизнеса на рынке автомобильной финансовой аренды превысит 90 млрд рублей, а число заключенных договоров вырастет более чем втрое.

Восставшие из пепла.

В 2006–2008 годах сегмент лизинга спецтехники был одним из самых динамичных и по различным видам оборудования демонстрировал увеличение объемов около 50% в год. Движущей силой такого быстрого развития были постоянно растущие потребности строительных компаний. Однако уже к концу первого квартала 2009 года порядка 80% стройплощадок (в отдельных регионах России эта величина превысила 90%) были заморожены. Как следствие, строительные компании прекратили закупку спецтехники у производителей и перестали заключать лизинговые договоры. В результате объем рынка строительной и специальной техники в течение 2009 года сократился в четыре раза. Учитывая, что до кризиса в портфеле подавляющего большинства лизингодателей спецтехника занимала 10–25% объема, практически вся отрасль понесла потери от схлопывания строительной индустрии.

Первыми были вынуждены затянуть пояса продавцы техники для нулевого цикла. Однако в итоге сильнее всего пострадала финансовая аренда башенных кранов – по итогам 2009 года падение составило почти 95%. Чуть лучше дела обстояли у лизинга автокранов (-85%) и экскаваторов (-81%). Погрузчиков и автогрейдеров было куплено меньше примерно на 75%. Лучше всех чувствовали себя ЛК, поставляющие клиентам бульдозеры, – потребность в них сократилась только на 25%. Столь неплохой на общем фоне показатель объясняется большим спросом на бульдозеры со стороны дорожно-строительного комплекса. Это единственный сегмент отрасли, который в период кризиса чувствовал себя относительно неплохо из-за преимущественно бюджетного финансирования.

В условиях резкого сокращения финансирования строительные компании в массовом порядке стали срывать графики платежей, и лизинговым компаниям пришлось изымать большое количество техники. Это происходило в условиях рухнувшего рынка и фактически без реальной возможности перезаключения новых лизинговых договоров с платежеспособными клиентами.

В начале 2010 года приступили к реализации большого количества региональных и федеральных целевых программ и инвестиционных проектов. Как следствие, падение в секторе лизинга спецтехники прекратилось и наметился плавный рост. Лизинговые компании стали заключать новые договоры на спецтехнику и размещать заказы на профильных предприятиях. В результате по итогам первого полугодия производство тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники – наиболее тиражируемого специального оборудования – увеличилось более чем на 7%. А всплеск интереса приходится на экскаваторы (+320%), автогрейдеры (+170%) и башенные краны (+80%).

По оценке участников рынка, удорожание спецтехники колеблется в интервале 6–11% в год и зависит от совокупности многих параметров – стоимости предмета лизинга, размера аванса, срока договора, необходимости регистрации в Гостехнадзоре, методики учета на балансе и т.д. При этом в силу растущей конкуренции среди лизингодателей величина удорожания постепенно снижается. Кроме того, смягчаются требования по обеспечению сделки.

Игры по-крупному.

Продолжавшийся почти весь 2009 год спад в лизинговой отрасли не затронул лишь сегмент big ticket (авиацию, железнодорожный транспорт и суда). По данным ассоциации «Рослизинг», контракты, заключенные «Ильюшин Финанс», «Сбербанк-лизинг» и «ВЭБ-лизинг», способствовали росту объема в этом секторе на 78,8%. События, происходящие в этом секторе, однозначно свидетельствуют о продолжении повышательной динамики с довольно крутым трендом. Так, в авиации темп задают «Ростехнологии», которые, несмотря на банкротство мертворожденной компании «Росавиа», провели тендер и в рамках Сочинского экономического форума подписали контракт на поставку 50 самолетов Boeing-737 Next Generation с опционом еще на 35 машин. Исходя из каталожной цены сделка оценивается в $3,7 млрд, хотя утверждается, что госкорпорации удалось договориться на дисконт почти в 30%. Помимо контракта с Boeing «Ростехнологии» подписали меморандум о взаимопонимании с корпорацией «Иркут», согласно которому в 2016–2022 годах намерены закупить 50 самолетов МС-21. Ожидается, что сам договор будет заключен в декабре 2010 года и его стоимость может составить более $3 млрд.

Такое большое количество новых российских и зарубежных авиалайнеров «Ростехнологии» планируют передать в финансовую аренду «Аэрофлоту», для чего в экстренном порядке создается новая лизинговая компания. По мнению экспертов, не исключено, что эти действия направлены на увеличение доли «Ростехнологий» в капитале «Аэрофлота». Главной проблемой лизинга водного транспорта остается высокая себестоимость. По мнению экспертов, средняя цена промыслового судна должна составлять $700–800 тыс. Однако из-за больших издержек судостроительные заводы не способны выдерживать такой ценовой диапазон. Лизинг также не является панацеей – большинство лизинговых компаний требуют аванс в размере не менее 20% суммы контракта, а среднегодовое удорожание составляет 14–16%, что увеличивает стоимость корабля на 60–80%. По этой причине многие эксперты в 2010 году прогнозируют стагнацию или очень медленный рост нового бизнеса в секторе финансовой аренды водного транспорта. Несмотря на то что данный сектор считается весьма перспективным и недооцененным, его развитие без серьезной государственной поддержки будет очень медленным.

Что касается лизинга подвижного состава (локомотивов и вагонов), то в этой сфере дела обстоят намного лучше. После резкого снижения объемов нового бизнеса в конце 2008‑го этот сегмент рынка в 2009 году вырос почти вдвое. Из-за 60–70% износа российского вагонного парка (при среднем возрасте вагонов более 20 лет) и необходимости его срочной замены тенденция будет сохраняться еще несколько лет. Об этом, в частности, свидетельствует рост производства на вагоностроительных заводах. Так, в январе–августе 2010 года в России было выпущено 32 тыс. вагонов – столько же, сколько за весь 2009‑й. В целом по СНГ производство достигло 55 тыс. вагонов, а всего до конца года планируется изготовить 80–85 тыс. вагонов.

Масштабы бизнеса основных игроков лизинга подвижного состава также весьма значительны. «ВТБ-лизинг» намерен в 2010 году приобрести 20 тыс. вагонов, из которых 16 тыс. уже куплено. Первая транспортная компания через «ПГК-лизинг» намерена купить еще 15 тыс. вагонов. По инвестиционному плану создаваемой РЖД Второй транспортной компании до 2015 года ожидается приобретение 76 тыс. вагонов. Дополнительным фактором роста стало увеличение ежемесячного объема перевозки нефти и нефтепродуктов на 2 млн тонн, что потребовало дополнительно 10–12 тыс. цистерн, заказы на которые уже размещены через лизинговые компании.

В целом у участников российского рынка лизинга настроение оптимистическое. Согласно консенсус-прогнозу, объем лизинга в 2010 году вырастет на 20–25%. По отдельным сегментам, например автомобилям и самолетам, увеличение ожидается на 30–40%.

Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга ЛК «Балтийский лизинг»:

– В начале 2010 года эксперты прогнозировали годовой рост рынка лизинга в пределах 10–15%. Однако бизнес в отрасли стал развиваться ускоренными темпами. Например, в первом полугодии объем нового бизнеса в нашей компании вырос в 2,2 раза. По итогам 2010 года мы ожидаем увеличение рынка на 40–45%.В среднесрочной перспективе существенное значение в развитии российского лизинга могут сыграть новые поправки в Гражданский кодекс и закон «О лизинге». Эти нововведения позволят сделать бизнес прозрачным и защитить лизингодателей от недобросовестных клиентов. Рост, наблюдавшийся в 2006–2007 годах, в ближайшее время, к сожалению, невозможен. По моему мнению, увеличение рынка в 2010 году в немалой степени произойдет за счет спроса, отложенного в кризисный период, а вот в 2011 году темпы снизятся и вряд ли достигнут показателей текущего года.

Сергей Калинин, директор ­департамента развития ЛК «Ресо-лизинг»:

– В 2010 году произойдут постепенный выход лизинга из кризиса и возврат к докризисным темпам роста нового бизнеса. Произошла расчистка отрасли – с рынка ушли компании, не выдержавшие финансовых потрясений из-за своей излишне рискованной политики. Сегодня к лизингу проявляют большой интерес крупные государственные компании, лизингодатели идут в регионы, строят и развивают сеть продаж, но, несмотря на явное оживление рынка, возврат к рекордным объемам произойдет не ранее 2013 года.В связи со стабилизацией финансового рынка происходит постепенное снижение ставок кредитования, что, в свою очередь, положительно сказывается на стоимости лизинга и, как следствие, на росте объемов нового бизнеса.Маловероятно, что в 2010–2011 годах рынок положительно отнесется к попыткам публичных размещений. Пауза будет длиться как минимум до выхода годовой посткризисной отчетности. Наилучшие шансы получить облигационные займы имеются у рыночных компаний, обладающих разветвленной сетью реализации и представляющих для инвесторов серьезный интерес. При этом особое внимание будет уделяться уровню капитализации и ликвидности эмитентов.

Елена Адамова, финансовый директор ЛК «Центр-капитал»:

– По нашему мнению, объем рынка лизинга в 2010 году возрастет, но резкого скачка ожидать не стоит. Вероятнее всего, будет наблюдаться плавное увеличение объемов нового бизнеса примерно на 15–20%. Кроме того, усилится конкурентная борьба среди лизинговых компаний. Наибольший потенциал роста будут иметь сегменты лизинга автотранспорта, оборудования для добычи полезных ископаемых, машиностроительного оборудования и оборудования для пищевой промышленности. В случае дальнейшего благоприятного развития экономики России, а также реализации программы правительства по модернизации предприятий отечественный рынок лизинга имеет большие перспективы для роста. По нашему мнению, в 2012–2013 годах можно ожидать окончательного восстановления докризисных объемов рынка России и достижения им показателей 2007 года – около 1 трлн рублей.

К другим статьям