Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Деление тренда

13 сентября 2010 | "Эксперт Северо-Запад", № 36 (482)

Лизинг сегодня на рынке можно видеть развитие двух отчасти разнонаправленных тенденций: с одной стороны, в целом лизингодатели стремятся учитывать больше дополнительных факторов при заключении сделки, с другой – активно развивают сегмент, в котором требований к клиентам практически нет

Отчеты лизинговых компаний свидетельствуют: после падения 2009 года рынок в первой половине 2010−го снова начал расти, и новые потери маловероятны. Рынок лизинга явно оттолкнулся от дна. К сожалению, у него нет регулятора, поэтому нет и централизованной статистики по числу игроков, не переживших кризис. Отчеты Северо-Западной лизинговой ассоциации, объединяющей более 80 лизинговых компаний России, свидетельствуют, что за 2009 год свою деятельность прекратили менее 5% ее членов. Очевидно, в среднем по рынку этот показатель выше – на уровне 10%.

В большинстве своем это небольшие региональные компании, имевшие перекошенные портфели в «плохих» отраслях, где количество дефолтов лизингополучателей было особенно велико (транспортировка, строительство, лесопереработка). Банкротств крупных компаний, если не считать уход с рынка «Глобус-лизинга», не произошло. «Многие просто замораживали деятельность по поиску новых клиентов, закрывали филиалы в регионах и переключались на работу по сокращению дебиторской задолженности и реализации конфискованных предметов», – замечает руководитель регионального управления «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» Марк Горелик. Показатель 5−10% в целом неплох, учитывая, что в России отменено лицензирование лизинговой деятельности, нет саморегулируемых организаций, а лизингом может заниматься даже тот, кто не имеет собственных средств. Таким образом, можно констатировать, что в кризисный период лизинговые компании проявили себя достойно.

Тренд или не совсем?

Оценить успешность развития рынка лизинга в первой половине 2010 года проблематично. В прошлом году рынок фактически стоял, поэтому рост относительно него нерепрезентативен. В первой половине 2008−го рынок, наоборот, находился на пике. В свете этого максимально удобным критерием становится показатель стагнации лизингового портфеля.

На протяжении всего 2009 года портфель лизинговых компаний постоянно сокращался – объем нового бизнеса был явно меньше, чем сумма договоров к закрытию (в результате окончания срока лизинга или дефолтов клиентов). Ключевая задача, которую формулировали для себя лизингодатели в конце прошлого года, – переломить тенденцию и добиться сохранения объемов портфеля. Как показывают отчеты, большинству это удалось сделать в апреле-мае 2010 года, то есть компании вышли на свои темпы роста от 2007 года (когда более 80% договоров были заключены со сроком погашения три года). Учитывая, что 2007−й – один из самых успешных для рынка лизинга, это, безусловно, хороший показатель. Впрочем, как свидетельствуют лизингодатели, пока тенденция к развитию со скоростью 2007 года не слишком устойчива. В июле-августе 2010 года многие игроки рынка зафиксировали некоторое сокращение лизингового портфеля.

Соответственно, сразу возникает вопрос: то, что в августе рост приостановился, не есть ли свидетельство того, что новая волна заключения договоров в начале года была обусловлена в первую очередь отложенным спросом и темпы роста рынка во второй половине 2010−го окажутся скромнее, чем тремя годами ранее? По всей видимости, итоги года будут не столь яркими, как развитие рынка в первом полугодии. «Если спрос на лизинг в 2007 году и начале 2008−го был связан с увеличением объемов производства, то ныне основной спрос связан с их поддержанием. «Если спрос со стороны предприятий на лизинг в 2007−начале 2008 года был связан с увеличением объемов производства, то в конце 2009 – начале 2010 годов основной задачей многих компаний была загрузка имеющихся мощностей, то есть из-за снижения общего уровня экономики компании в большинстве случаев не использовали даже приобретенное раннее оборудование», - объясняет генеральный директор группы компаний «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов. Поддержание объемов производства не даст того роста рынка, который обеспечивала полноценная модернизация.

С другой стороны, общий поступательный тренд развития нового рынка это не перекрывает. Лизингодатели, не испытавшие весенний всплеск, настроены более оптимистично: им более очевиден общий тренд. «У нас объем нового бизнеса идет по нарастающей, каждый месяц он все больше. Пусть этот процесс не очень интенсивный, но он постоянный, так что, по всей видимости, это долгосрочный тренд», – надеется руководитель региональных филиалов «Райффайзен-Лизинга» Андрей Донченко. Но уточняет, что в его компании тенденцию к сокращению лизингового портфеля смогли переломить только к июлю.

В любом случае, насколько вырастет в 2010 году рынок лизинга (на 10%, как прогнозировали аналитики в начале года, или на 30%, как считают некоторые лизингодатели), не принципиально. Важно, что экономика стабилизировалась и лизинговые компании могут оценивать риски и планировать свое развитие на продолжительный срок. Если говорить об обращениях новых клиентов как об индикаторе восстановления экономики, то, несомненно, есть все поводы для оптимизма: данный канал клиентов активизировался, говорит директор по продажам и маркетингу компании «ДельтаЛизинг» Валентина Полякова. «Мы работаем с бизнесом, а он может развиваться в любых условиях. Главное, чтобы ситуация была стабильна и мы имели возможность прогнозировать на какой-то срок. Пусть не предвидится активного экономического роста, но бизнес будет развиваться, то есть обновлять производство и закупать оборудование. Значит, и лизинг будет развиваться», – размышляет генеральный директор «ПН-Лизинг» Роман Маланин.

Оптимизма игрокам рынка лизинга добавляет тот факт, что с конца весны они отмечают и повышение внимания банков к лизинговым компаниям. «Мы видим, что с начала 2010 года коммерческие банки активизировали работу по размещению своих ресурсов. Если год назад привлечь кредит на приемлемых условиях для лизинговой компании было весьма проблематично, то сегодня ситуация выправляется — увеличивается количество банков, желающих работать с ЛК, и инициатором зачастую выступает сам банк. Например, недавно «Балтийский лизинг» открыл кредитную линию в банке «Зенит» — это сам банк вышел на нас, предложил нам кредитоваться» – рассказывает Дмитрий Корчагов. Аналогичные отзывы поступают от других участников рынка: с конца весны – начала лета банки ищут контакты с лизинговыми компаниями. «Наверное, они выжидали, чтобы определить, кто точно останется на рынке, а кто – нет», – полагает Маланин.

Изменяются и сроки кредитования (с действующих краткосрочных периодов до докризисных трех-пяти лет), и ставки по кредитам. Причем последние – достаточно серьезно. «В ноябре 2009 года мы заключали сделку с одним банком – тогда нам предъявили ставку 20,5%; два месяца назад мы снизили ее до 16,5%. По новым договорам сейчас берем под 13% – это не самые низкие, а средние показатели по рынку», – приводит пример Роман Маланин.

Таким образом, у лизингодателей есть все основания начинать выстраивать планы развития на ближайшее будущее. И они это делают. Посткризисная стратегия складывается из двух разнонаправленных трендов. Суть общей стратегии становится понятной, если детально рассмотреть, благодаря каким сделкам рынок успешно развивался в начале 2010 года. От 60 до 70% нового портфеля – сделки лизинга автотранспорта. Большая часть этих сделок, как рассказывают лизингодатели, заключены при помощи программ упрощенной оценки лизингополучателя (так называемых скоринговых программ).

Стремительный и независимый

Сегодня почти все крупные игроки рынка активно развивают лизинг автотранспорта. Даже те, кто традиционно занимался только крупными сделками, множат свои отделения, развивающие лизинговую розницу (яркие примеры – «ВЭБ-Лизинг» и «ВТБ-Лизинг»). «Многие крупные лизинговые компании и банки рассуждали о возможности выхода в данный сегмент, присматривались к нему еще до кризиса, но все равно число игроков, которые с начала 2010 года целенаправленно идут в лизинговую розницу, удивляет», – признается Андрей Донченко.

То, что именно на автотранспорт возлагаются столь большие надежды, неудивительно. В кризисный год лучшие показатели развития среди рыночных компаний продемонстрировали лизинговые компании, имеющие узкую специализацию именно в этом сегменте, – Europlan, «Carcade-Лизинг». Кроме того, кризис только подтвердил, что автотранспорт – самый ликвидный из объектов лизинга. «Статистика по авто за кризисный год у всех лизингодателей одинакова: невозвраты единичны, а если происходит дефолт лизингополучателя, то с изъятием и реализацией изъятого имущества проблем не возникает», – рассказывает Роман Маланин. С учетом этого нередко оказывается, что если клиент не может платить, то для лизинговой компании это, как ни парадоксально, не дефолт, а возможность дополнительно заработать.

Другое дело, что развитие розницы предполагает наличие иных компетенций, нежели традиционный лизинг. Компании нужен поток новых сделок, а не их оценка. Скоринг – это по определению упрощенная процедура размещения денежных средств в рисковых бизнесах. Это не глубокий анализ, а статистика. Компании видят количество дефолтов и на основании этого понимают, какую доходность надо закладывать в скоринговые продукты, чтобы и дальше отдавать их без глубокого понимания бизнеса лизингополучателя. Показательно в этом плане, что вышеупомянутые Europlan и «Carcade-Лизинг» при наличии «длинных» источников финансирования не стремятся выходить на лизинг оборудования, редко занимаются сложными по структуре сделками.

Классика – с осторожностью

Вместе с тем, описывая состояние рынка лизинга, его игроки чаще акцентируют внимание на том, что сегодня, принимая решение о сделке, они более осторожны и консервативны, чем ранее. Очевидно, когда речь идет не об авто, компании стремятся оценить большее количество дополнительных факторов, прежде чем согласиться на заключение сделки. Они не скоро начнут сокращать требования к потенциальным лизингополучателям до уровня, который был накануне кризиса: наученные горьким опытом, компании не повторят ошибки 2006−2008 годов, замечает Марк Горелик. Кризис многому научил лизингодателей: тому, что надо наблюдать за имуществом, которое находится в лизинге, заранее оценивать возможность его реализации в случае дефолта клиента, а также тому, что лизинговое имущество не так просто забрать у лизингополучателя. Во многих компаниях это привело к увеличению числа специалистов, принимающих участие в анализе лизинговой сделки или сопровождении договора лизинга. «В период кризиса у нас появились подразделения, которые обобщили новый опыт в части контроля за имуществом, юридической поддержки, оценки ликвидности имущества. И эти отделы формировались за счет новых сотрудников», – вспоминает Андрей Донченко.

Впрочем, в большинстве крупных компаний внимание к сделкам лизинга не ведет к увеличению штата сотрудников. Многие выбирают путь централизации принятия большинства решений и освобождают от этой заботы свои филиалы. «Мы с некоторым удивлением наблюдаем, что как раз сейчас, когда лизинг демонстрирует рост, на рынке труда стало заметно больше квалифицированных специалистов по лизингу. Особенно четко это прослеживается в регионах», – говорит Донченко.

И речь не идет об уменьшении количества подразделений или о планируемом сокращении присутствия лизинговых компаний в регионах: филиалы перепрофилируются под новые требования. «Филиалам мы предоставляем развивать розницу. Что касается более сложных сделок, предполагающих детальное структурирование рисков, поиск финансирования под конкретный проект, то их мы переводим в головной офис», – поделился Дмитрий Корчагов. Понятно, что в основе такого подхода – оптимизация работы компании и понимание того, что сложные сделки необходимо оценивать максимально тщательно. Подобный подход подразумевает также, что лизинговая компания не планирует гнаться за ростом количества договоров, а акцентирует внимание на качестве сделок.

В итоге можно констатировать, что сегодня на рынке идет развитие двух во многом разнонаправленных тенденций: с одной стороны, лизинг авто, который надо делать максимально технологичным и ставить на поток, с другой – лизинг оборудования и сложной техники, к сделкам по которому предъявляются повышенные требования. И эти направления предполагают наличие совершенно разных компетенций, специалистов и организации внутренних процессов в лизинговых компаниях. Понятно, что развивать обе стратегии в группе компаний под одним брендом – это не проблема, но развивать их в одной компании – не то же ли самое, что пытаться создавать внутри компании еще одну?

Сегодня абсолютное большинство региональных игроков рынка лизинга говорят, что пока готовы развивать лизинговую розницу относительно невысокими темпами (предложения по лизингу авто с упрощенной оценкой лизингополучателя есть у всех). Однако ключевую ставку они делают на крупные и сложные договоры (их штат специалистов и внутренние процессы заточены именно на такие сделки). Но когда тенденция, которую сегодня активно развивают федеральные игроки, станет очевидной, не побоятся ли эти же компании отстать от рынка и не начнут ли также создавать внутри себя отдельные подразделения, максимально технологичные и ориентированные на работу на поток? Сегодня лизингодатели уверены, что кризис все возможные ошибки выявил и, исправив их, они застраховали себя от каких-либо проблем. Но начало 2010 года показывает: дальнейшее развитие рынка лизинга не будет просто повторением пройденного пути. Перед лизинговыми компаниями встают новые соблазны, которые грозят обернуться новыми проблемами.

Алексей Леонтьев, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад»

Санкт-Петербург

К другим статьям