Eng
+7(812) 670-90-80
Подробнее о филиале

Вы можете оставить нам свой номер телефона, и мы Вам обязательно перезвоним.

Представьтесь:

Лизинг в России: влияние кризиса, сегодняшние тенденции и уверенный взгляд в будущее

24 сентября 2010 | РБК, Личные финансы

Начиная разговор о состоянии рынка лизинговых услуг в нашей стране, обойтись без анализа воздействия, оказанного на него кризисом, никак не удастся. Разумеется, за прошедшие два года отечественные лизинговые компании пережили весьма сложный период, впрочем, всем участникам рынка пришлось нелегко, так что констатацией этого факта никого не удивишь.

«Кризис ударил по лизинговым компаниям со всех сторон, – подтвердил Михаил Персидский, менеджер по развитию бизнеса ОАО «НОМОС-Лизинг». – Финансовые институты если не заморозили, то резко ограничили финансирование лизинговых компаний в период кризиса. Единичный спрос все-таки присутствовал, но в основном среди повторных клиентов, осуществляющих свою деятельность в сферах, которые кризис не затронул (пищевая промышленность, нефтегазовая отрасль, то есть те сферы, без которых невозможно существование).

Большинство банков, решив перестраховаться, в одностороннем порядке пересмотрели свои ставки по действующим кредитным договорам, что в конечном итоге отразилось на клиентах: лизинговые компании вынуждены были транслировать это увеличение в договоры лизинга. В период кризиса резко упал клиентский поток, хотя ранее прогнозировалось меньшее падение. Несмотря на все преимущества лизинга, клиенты предпочитали не увеличивать свою дебиторскую задолженность. Кризис ударил и по «high-class лизингу»: финансирование автомобилей представительского класса прекратилось из-за отсутствия спроса, с одной стороны, и высоких лизинговых платежей из-за дополнительных финансовых рисков «неполучения» этих платежей – с другой, хотя, по данным дилеров, машины продаются». Все эти черты прошедшего, сложного для российского рынка лизинговых услуг, этапа отмечает большинство аналитиков.

Интерес в данном случае вызывает другое явление: скорость восстановления этой отрасли и темпы роста оборотов, которые констатируют эксперты по результатам первого полугодия 2010 года. Как рассказал Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании Europlan, после двукратного падения в 2009 году объемов лизинга в целом и автолизинга в частности в 2010 рынок стал неожиданно быстро восстанавливаться. А автолизинг начал расти в объемах даже быстрее, чем продажи автомобилей в стране. Согласно ряду экспертных источников, продажи легковых автомобилей выросли, по итогам 8 месяцев текущего года, на 14%. Объемы сделок автолизинговых компаний выросли в 2010 году на десятки процентов, а бессменного лидера рынка – на 140%.

Так, по итогам работы за 6 месяцев 2010 года, лизинговая компания Europlan отметила прирост объемов нового бизнеса в 2,4 раза по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. За указанный период компания заключила 5892 договора финансовой аренды транспорта, различной техники и оборудования на сумму свыше 8,6 млрд руб. (285 млн долл.). По итогам первого полугодия 2010 года, ГК «Балтийский лизинг» заключила 848 сделок на сумму 5,7 млрд руб. по договору лизинга – для сравнения за первое полугодие 2009 года было лишь 406 следок на сумму 2,6 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года этот показатель увеличился в 2 раза. И таких примеров на отечественном рынке много. Последствия кризиса, разумеется, продолжают ощущаться. Однако стало значительно меньше работы с проблемными лизингополучателями, не исполняющими обязательства по оплате платежей в срок. Медленно расширяются возможности долгосрочного финансирования лизинговых компаний.

По мнению Александра Щекочихина, руководителя проекта All-Leasing.Ru, на данный момент рынок находится на стадии «оттаивания» после перенесенного удара. Идет переосмысление подходов к ведению бизнеса, в частности к оценке финансового состояния лизингополучателей. Специализирующиеся в этой области компании решили более тщательно отнестись к вопросам риск-менеджмента. Организации, приостановившие свою деятельность, сейчас возвращаются на рынок с новыми предложениями. Активно заключаются партнерские программы с поставщиками техники и оборудования. Сейчас о кризисе уже почти забыли и начинают работать, с учетом того опыта, который был приобретен в непростых условиях 2008–2009 годов.

Для того чтобы дать прогноз до конца года, надо оценить текущий тренд по лизингу за последние 8 месяцев. Нужно отметить, что большинство аналитиков с оптимизмом смотрят даже в ближайшее будущее, предполагая дальнейший рост оборотов отрасли до конца декабря 2010 года. «В начале текущего года общий прогноз по рынку был на уровне роста в размере 10–15%, – объясняет Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга и рекламы ГК «Балтийский лизинг». – Оживление рынка лизинга началось еще с IV квартала 2009 года, и большего прироста объемов ожидать будет сложно. Так что, по итогам года, заключение лизинговых сделок по нашей компании может увеличиться в 1,8–2 раза, а рынок в целом – вырасти на 40–45%». Таким образом, в ближайшей перспективе рынок лизинговых услуг в России усилит свою позитивную динамику, об этом говорят возобновление финансирования, разработка новых лизинговых продуктов, а также активизация спроса со стороны потенциальных лизингополучателей.

Наталья Трушина

К другим статьям